Когда все собрались и наступила абсолютная тишина, мастер группы штукатуров тов. Черных сказал:
—Пришло время испытаний.
Завтра вы будете показывать, чему научились в школе. Сдав испытания, поедете самостоятельно работать на стройки нашей родины.
И, как бы убедиться еще раз в знании учащихся, он спросил:
—Все ли подготовлены выполнить норму рабочего 5 разряда?
—Выполним!— в один голос заявила группа.
—Прошу пару слов, товарищ мастер,— послышался голос старосты Волкова.
—Пожалуйста.
—Я от имени 33 товарищей по учебе заявляю, что мы хорошо усвоили специальность, любим ее и норму 5 разряда перевыполним.
В общежитии вечером шёл горячий спор. Учащиеся устроили «испытания» по теории. Они задавали друг другу вопросы, спрашивая о том, как кто усвоил теорию штукатурных работ.
Утро 15 мая. В 6 часов все на ногах. Позавтракав и взяв инструмент, стройной колонной 33 выпускника пошли к рабочему месту. По их настроению можно заранее было определить, что каждый уверен в знаниях.
До начала работы, разбившись попарно, встали на рабочие места. Закипела работа. С каждой минутой прибавлялись новые метры оштукатуренных стен, потолков.
—Товарищ мастер,— послышались голоса,— раствора не хватает.
Выделенная бригада подсобников в 12 человек работала хорошо. Однако своевременно, обеспечить раствором не успевала. Пришлось дополнительно перебросить стахановскую бригаду подсобниц, а вслед за тем дать и самосвал, так как на тачках не успевали подвозить материал.
—Просто не веришь себе, — говорит директор школы тов. Сычев,— что так хорошо работают люди, только пять с половиной месяцев тому назад пришедшие в школу.
—Они выполняют задание и быстрее и по качеству лучше тех штукатуров, которые работают по нескольку лет. С удовольствием оставил бы всех в своем коллективе,— говорит начальник работ тов. Битюцкий.
Смотришь на работу учащихся и сердце радуется. Вот звеньевой Кузнецов и Быков штукатурят комнату. За 4 рабочих часа они выполнили дневное задание на 70 процентов. А староста группы Волков со своим напарником за это же время уже выполнили дневное задание.
В обеденный перерыв весело обсуждались первые итоги.
— Вы выполните задание,— спрашивает Царев.
—Не только выполним, но и перевыполним. Мы уже без затирки выполнили дневную норму процентов на 80,— отвечает Федоров.
Кончился перерыв. И как утром, вновь замелькали кельмы в руках штукатуров. Подсобные рабочие опять еле успевали подносить раствор. Радуясь успешной работе новых штукатуров, кто из подсобниц сказал:
— Вот с этими молодцами всё время бы работать.
Тут приходится попотеть, но зато и план перевыполнишь, и заработаешь хорошо.
Учащиеся школы ФЗО получили не только квалификацию, но и научились бережно относиться к материалам.
Мы должны экономить материал, тогда и стоимость стройки будет дешевле. Государственные деньги пойдут на укрепление нашей родины, — заявляют учащиеся.
Видно, школа научила юношей беречь государственную копейку.
Твердые знания имеют ребята по теории. На вопрос, при какой температуре происходит быстрее схватка раствора, они отвечают без всякой запинки.
Первый день испытаний в школе ФЗО № 3 показал, что предприятия нашей родины получат достойное пополнение рабочего класса.
Н. Прохоров