С наступлением весны на пришкольных участках нужно будет начинать работу, а в большинстве школ района об этом еще не думают. Директора школ не учли, что пришкольный участок является такой же неотъемлемой частью учебно — воспитательной работы школы, как и физический, химический и другие кабинеты.
Пришкольный участок—это своеобразная лаборатория, в которой ученик практически овладевает определенным кругом знаний и получает материалистическое мировоззрение на окружающие его явления, мировоззрение, вырабатываемое не путем заучивания ряда истин, а сложившееся в результате экспериментировании над природой.
На совещании, посвященном работе сельской школы, в прошлом году заместитель Наркома просвещения РСФСР тов. Сарычева говорила:
—Мы ставим перед каждой школой задачу—создать образцовый пришкольный участок, сад, огород, добиваться того, чтобы из стен школы выходили люди, обладающие высокой культурой, широким общеобразовательным кругозором, — люди, подготовленные к труду и практической деятельности.
Школы района имеют все возможности для разрешения этой задачи. Пришкольные участки в разрешении этих задач должны сыграть огромную роль. Здесь не только углубляют и закрепляют свои знания ученики, но приобретают практические навыки по выращиванию и уходу за растениями. И, что очень важно, приобретают навыки натуралистической и исследовательской работы. Наряду со всем этим пришкольный участок должен быть образцом высокой культуры для окружающих колхозов. Здесь практически можно осуществить реализацию основных вопросов агротехнической пропаганды среди населения.
Работа на учебно-опытном участке способствует воспитанию дисциплинированности и коммунистического отношения к труду. Каждый из этих вопросов, взятый в отдельности, говорит об особом значении пришкольного участка, о той ответственности, которую несут преподаватели основных дисциплин и директора школ.
Не так просто организовать пришкольный участок. Если есть площадь под участок, то это вовсе не значит, что есть участок. Чтобы избежать в дальнейшем всяких случайностей, необходимо всю работу по освоению участков спланировать.
Приказом Наркомпроса размер участка определяется в 0,5 гектара, но необходимо помнить, что все работы и опыты, заложенные на участке должны быть доведены до конца. Иначе идея воспитания коммунистического отношения к труду будет дискредитирована. Ученики должны не только знать цель, но и увидеть результаты своей работы. Для этого нужно будет с самого начала огородить участок, а это потребует некоторых материальных затрат. Здесь директор или заведующий школой сдает своеобразный экзамен на проявление инициативы, настойчивости, умение привлечь общественность, организовать педагогический коллектив.
Петрушинская неполная средняя школа (директор тов. Трошкин) многое сделала в этом направлении. Пришкольный участок вспахан под зиму. Уже сейчас имеется, материал для изгороди. Силами родителей и с помощью ближайших колхозов для участка изготовляются парниковые рамы. Есть решение колхозных собраний вывезти на пришкольный участок 40 тонн навоза.
Не менее важным звеном в организации пришкольного участка является приобретение необходимого инвентаря. Исчерпывающие указания в этом отношении даны в брошюре И. Д. Попова «Лаборатория под открытым небом», а поэтому ее необходимо приобрести.
Существенное значение в бесперебойной работе пришкольного участка играет планирование работ. Эту работу уже давно нужно было бы закончить, но, к сожалению, ни одна школа в этом отношении ничего не сделала. Ни у кого планов организации и работы на пришкольном участке нет.
Производственный план участка должен быть составлен с участием специалистов сельского хозяйства и обязательно обсужден и утвержден на педагогическом совещании. Эту работу нужно сделать до конца февраля. Пустить эту работу на самотек—значит заранее обречь на провал всю опытную натуралистическую работу на пришкольном участке. Директору школы и преподавателю биологической дисциплины должно быть известно, что «работы, проводимые учащимися класса в качестве обязательных, оцениваются путем обычных оценок в классном журнале» (книга о работе сельской школы, страница 55). Отсюда можно сделать вывод — невыполнение этих работ будет расцениваться, как невыполнение программы.
Заранее нужно предусмотреть в плане (в условиях каждой школы) организацию работ на участке в летний период с привлечением к этому учащихся.
Измерителем работы каждой школы на пришкольном участке будет успеваемость ребят этой школы, их участие в общественно-практической работе в колхозе, показ достижений участка на осенней районной педагогической выставке.
Для лучшей организации работы на пришкольном участке необходимо приобрести каждой школе следующую литературу: «Юные натуралисты», —из опыта работы юнатов Яснополянской средней школы им. Л. Н. Толстого. «О работе сельской школы» —издание Наркомпроса. «Пришкольный участок» — издание Наркомпроса РСФСР.
Н. Примак.
Зав. районным педагогическим кабинетом.