Понедельник
14
Октября
×

Организация работ на пришкольных участках

№27, 16 февраля 1941

С наступлением весны на пришкольных участках нужно будет начинать работу, а в большинстве школ района об этом еще не думают. Директора школ не учли, что пришкольный участок является такой же неотъемлемой частью учебно — воспитательной работы школы, как и физический, химический и другие кабинеты.

Пришкольный участок—это своеобразная лаборатория, в которой ученик практически овладевает определенным кругом знаний и получает материали­стическое мировоззрение на окружающие его явления, миро­воззрение, вырабатываемое не путем заучивания ряда истин, а сложившееся в результате экспериментировании над при­родой.

На совещании, посвященном работе сельской школы, в про­шлом году заместитель Наркома просвещения РСФСР тов. Сарычева говорила:

—Мы ставим перед каждой школой задачу—создать образ­цовый пришкольный участок, сад, огород, добиваться того, чтобы из стен школы выходи­ли люди, обладающие высокой культурой, широким общеобра­зовательным кругозором, — люди, подготовленные к труду и прак­тической деятельности.

Школы района имеют все возможности для разрешения этой задачи. Пришкольные уча­стки в разрешении этих задач должны сыграть огромную роль. Здесь не только углубляют и закрепляют свои знания уче­ники, но приобретают практи­ческие навыки по выращива­нию и уходу за растениями. И, что очень важно, приобретают навыки натуралистической и исследовательской работы. На­ряду со всем этим пришколь­ный участок должен быть об­разцом высокой культуры для окружающих колхозов. Здесь практически можно осуществить реализацию основных вопросов агротехнической пропаганды среди населения.

Работа на учебно-опытном участке способствует воспита­нию дисциплинированности и коммунистического отношения к труду. Каждый из этих воп­росов, взятый в отдельности, го­ворит об особом значении при­школьного участка, о той от­ветственности, которую несут преподаватели основных дис­циплин и директора школ.

Не так просто организовать пришкольный участок. Если есть площадь под участок, то это вовсе не значит, что есть участок. Чтобы избежать в дальнейшем всяких случайно­стей, необходимо всю работу по освоению участков спла­нировать.

Приказом Наркомпроса размер участка определяется в 0,5 гектара, но необходимо помнить, что все работы и опыты, заложенные на участке должны быть доведены до конца. Иначе идея воспитания коммунистического отношения к труду будет дискредитирова­на. Ученики должны не только знать цель, но и увидеть ре­зультаты своей работы. Для этого нужно будет с самого начала огородить участок, а это потребует некоторых мате­риальных затрат. Здесь дирек­тор или заведующий школой сдает своеобразный экзамен на проявление инициативы, нас­тойчивости, умение привлечь общественность, организовать педагогический коллектив.

Петрушинская неполная сред­няя школа (директор тов. Трошкин) многое сделала в этом направлении. Пришколь­ный участок вспахан под зиму. Уже сейчас имеется, материал для изгороди. Силами родителей и с помощью ближайших колхозов для участка изготовляются парниковые рамы. Есть решение колхозных собраний вывезти на пришкольный учас­ток 40 тонн навоза.

Не менее важным звеном в организации пришкольного уча­стка является приобретение не­обходимого инвентаря. Исчер­пывающие указания в этом от­ношении даны в брошюре И. Д. Попова «Лаборатория под открытым небом», а поэтому ее необходимо приобрести.

Существенное значение в бесперебойной работе пришколь­ного участка играет планиро­вание работ. Эту работу уже давно нужно было бы закон­чить, но, к сожалению, ни од­на школа в этом отношении ничего не сделала. Ни у кого планов организации и работы на пришкольном участке нет.

Производственный план уча­стка должен быть составлен с участием специалистов сельско­го хозяйства и обязательно об­сужден и утвержден на педаго­гическом совещании. Эту рабо­ту нужно сделать до конца февраля. Пустить эту работу на самотек—значит заранее обречь на провал всю опытную натуралистическую работу на пришкольном участке. Директо­ру школы и преподавателю био­логической дисциплины долж­но быть известно, что «работы, проводимые учащимися класса в качестве обязатель­ных, оцениваются путем обыч­ных оценок в классном жур­нале» (книга о работе сельской школы, страница 55). Отсюда можно сделать вывод — невы­полнение этих работ будет рас­цениваться, как невыполнение программы.

Заранее нужно предусмотреть в плане (в условиях каждой школы) организацию работ на участке в летний период с при­влечением к этому учащихся.

Измерителем работы каждой школы на пришкольном участ­ке будет успеваемость ребят этой школы, их участие в об­щественно-практической работе в колхозе, показ достижений участка на осенней районной педагогической выставке.

Для лучшей организации работы на пришкольном участке необходимо приобрести каждой школе следующую литературу: «Юные натуралисты», —из опы­та работы юнатов Яснополян­ской средней школы им. Л. Н. Толстого. «О работе сель­ской школы» —издание Наркомпроса. «Пришкольный уча­сток» — издание Наркомпроса РСФСР.

Н. Примак.

Зав. районным педагоги­ческим кабинетом.