Среда
18
Сентября
×

О ЗАДАЧАХ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА ДОКЛАД тов. МАЛЕНКОВА

№28, 18 февраля 1941

Организационные задачи парторганизаций в области промышленности и транспорта

Товарищи, для того, чтобы успешно разрешить задачу подъёма промышленно­сти и транспорта, необходимо значитель­но улучшить нашу организационную работу в области промышленности и транспорта.

Товарищ Сталин учит нас, что сами хозяйственные успехи, их прочность и длительность целиком и полностью за­висят от успехов партийно-организационной и партийно-политической работы, что без этих условий хозяйственные успехи могут оказаться построенными на песке.

Какие меры нужно принять по линии организационных задач парторганизаций, чтобы ликвидировать недостатки в ра­боте промышленности и транспорта?

Прежде всего тут речь идет о том, что, в целях усиления помощи наркома­там и предприятиям промышленности и транспорта необходимо иметь в го­родах, областях, краях и республи­ках с развитой промышленностью не одного, а несколько секретарей горкомов и обкомов партии по про­мышленности, соответственно основ­ным отраслям промышленности, имею­щимся в городе, области, крае, респуб­лике, а также там, где это нужно, сек­ретаря по железнодорожному транспорту и секретаря по водному транспорту.

Известно, что сейчас у нас в горкомах и обкомах партии промышленностью и транспортом занимается только один из секретарей. Опыт показал, что этого явно недостаточно.

В проекте резолюции, розданной вам, предлагается увеличить количество сек­ретарей горкомов и обкомов партии, ве­дающих промышленностью и транспортом.

Очень важным делом для обкомов и горкомов партии будет подбор секретарей по промышленности. Это дело очень серьезное. К нему нужно подойти со всей тщательностью и ответственностью.

Надо выдвинуть на эти посты лучших работников, способных по-большевистски влезать в дела промышленности и тран­спорта, способных не на словах, а на деле повернуть внимание парторганиза­ций в сторону промышленности и тран­спорта.

Секретари по промышленности и тран­спорту обязаны хорошо знать, что де­лается на предприятиях, регулярно бы­вать на них, должны быть лично свя­заны как с работниками предприятий, так и с соответствующими наркоматами, должны помогать им в выполнении пла­нов и решений партии по промышлен­ности и транспорту, систематически про­верять исполнение этих решений, вскры­вать недостатки в работе предприятий и добиваться ликвидации этих недостатков.

О том, как справятся горкомы, обко­мы и ЦК компартий с делом подбора секретарей по промышленности и тран­спорту, надо будет уже в ближайшее время судить по результатам работы промышленности и транспорта по от­дельным городам, областям, краям и республикам.

Второй важнейшей организационной задачей является значительное усиление внимания партийных организаций к де­лу подбора кадров, работающих в про­мышленности и на транспорте.

Прежде всего необходимо изучать, хорошо знать хозяйственных и инженерно-технических работни­ков промышленных предприятий и железных дорог. Без такого изу­чения и без знания людей нельзя пра­вильно и вовремя решить вопрос о за­мене негодных работников и о выдви­жении способных, инициативных людей.

Необходимо, товарищи, покончить с бумажным, канцелярским изучением ра­ботников, надо покончить с биологичес­ким подходом при подборе кадров и проверять работников на деле, оценивать их по работе, а не руководствоваться анкетными данными.

До сих пор, несмотря на указания партии, во многих партийных и хозяй­ственных органах при назначении ра­ботника больше занимаются выяснением его родословной, выяснением того, кем были его дедушка и бабушка, а не изу­чением его личных деловых и полити­ческих качеств, его способностей.

Основным вопросом в деле подбора кадров является вопрос о правильном выдвижении новых работников. Надо смелее выдвигать хороших, способных, инициативных работников, умеющих организовать живое дело.

При этом надо усвоить, что речь идет о выдвижении не только пар­тийных, но и непартийных больше­виков.

Среди беспартийных много честных и способных работников, которые, хотя не состоят в партии, не имеют комму­нистического стажа, но работают часто лучше, добросовестнее, чем некоторые коммунисты со стажем.

Товарищ Сталин не раз высмеивал тех работников, которые думают, что на руководящие должности можно выд­вигать лишь партийных товарищей. В 1931 году на совещании хозяйственни­ков товарищ Сталин говорил: «Некото­рые товарищи думают, что на руково­дящие должности на фабриках, на за­водах можно выдвигать лишь партийных товарищей. На этом основании они нередко оттирают способных и инициативных беспартийных товарищей, выд­вигая на первое место партийцев, хотя и менее способных и неинициативных. Нечего и говорить, что нет ничего глу­пее и реакционнее такой, с позволения сказать, «политики».

Выдвигая способных и инициативных работников, надо своевременно ставить вопрос о замене негодных, слабых, безвольных работников, заменять болтунов, не способных организовать живое дело.

Нередко бывает, что заведется такой никчемный, не способный на живое де­ло болтун и годами губит дело. А на­ши наркоматы, обкомы, горкомы партии спокойно взирают на это и не прини­мают мер к тому, чтобы вышибить та­кого, с позволения сказать, «работника».

Бывает у нас нередко так. Получит завод срочное задание по выпуску особо нужной продукции. А во главе этого предприятия стоит горе-хозяйственник, не работник, способный выполнить это задание, а болтун.

Спросит секретарь обкома такого ди­ректора, как идет дело с выполнением задания, а болтун отвечает, — «нажи­маем, товарищ секретарь». Ну, секре­тарь и доволен. Раз нажимает, значит дело будет.

                        Однако вскоре выясняется, что никакого дела нет и задание не выпол­няется. Снова спрашивает директора секретарь обкома: «В чем дело, почему не выполняется задание?» «Осваиваем, товарищ секретарь», —отвечает болтун. Секретарь удовлетворяется и этим отве­том. Раз человек осваивает, значит бу­дут скоро результаты. Но дело вперед не двигается. Опять запрос к директо­ру: «Почему до сих пор не выпускаете продукции?» Заедает, товарищ секретарь, на днях поправим дело». Проходит время, нет никакой продукции. «Что у вас делается на заводе», спрашивает секретарь. «Устраняем неполадки и не­увязки», отвечает болтун.

Так и морочит без конца голову, и если, товарищи, паче чаяния все же такой директор с большим запозданием, а выпустит немного продукции, то не ждите, что у такого директора продук­ция будет выпускаться систематически. Ждите, наверняка, что скоро он пре­кратит этот выпуск. И если его спро­сите: «Что случилось, почему вы только что начали выпускать продукцию и уже прекратили?» — так и знайте, что бол­тун и тут найдет вам ответ и в таком случае обязательно заявит: «заделы все съедены».

Вот так и водят за нос наших сек­ретарей обкомов такие горе-руководители предприятий, такие болтуны.

Вооружились эти болтуны словечками «осваиваем», «заедает», «устраняем не­поладки и неувязки», и живут себе за государственный счет, расходуют громад­ные средства, а в народное хозяйство ничего не дают.

А многие наши руководители слу­шают такие ответы и удовлетворяются ими, хотя в точности не знают, что, собственно хочет сказать горе-хозяйст­венник. Получается, как это в песне поется, — «…и кто его знает, на что на­мекает». (Смех). В песне, правда, в конце концов выясняется, о чем идет речь. Там, как вы помните, сердце при­нимает некоторое участие в этом деле, и дело проясняется. А вот в отношении болтунов дело так и остается неразга­данным. Тут сердца, видимо, мало. На­до головой поработать и раскусить во­время болтуна.

Пора, товарищи, вытащить такого сор­та хозяйственников на свет божий. Болтунов, людей, не способных на живое деле, нужно освобождать и ставить на меньшую заботу, без­ относительно к тому, являются они партийными или беспартийными.

Есть у нас, товарищи, и работники другого типа—невежды. Есть у нас я такие. Невежда—это человек, который ничего не знает и знать ничего не хочет. Невежда технику не изучает, новой техники не признает, о техноло­гии понятия не имеет, в экономике пред­приятия не разбирается и не желает разбираться. Зато зазнайства у такого невежды хоть отбавляй.

Невежда убежден в том, что он все знает и ему изучать нечего, и нет та­кой силы в природе, которая могла бы убедить невежду в том, что он че­го то не знает.

Об одном из своих героев Салтыков- Щедрин писал: «Он не был ни техно­лог, ни инженер… Он ничего не знал ни о процессе образования рек, ни о законах, по которым они текут вниз, а не вверх, но был убежден, что стоит только указать: от сих мест до сих—и на протяжении отмеренного простран­ства, наверное, возникнет материк, а затем по-прежнему, и направо, и налево, будет продолжать течь река».

Существуют подобные невежды н в наше время. Займет такой невежда пост директора ли предприятия, начальника ли дороги или другой какой пост и ничего слушать не хочет. Ты ему го­воришь о новой технике, о необходи­мости улучшения технологического про­цесса, о наведении чистоты и порядка на предприятии, а он сидит по уши в грязи, сидит прочно на своей невеже­ственной основе и не обращает внима­ние ни на какие советы, ни на какие указания. (В зале оживление). Я, дес­кать, сам соображаю, я сам все могу. Да еще обычно кичится своим проле­тарским происхождением.

Само собой разумеется, что нечего ждать от такого, с позволения сказать, руководителя перехода на производство новой продукции, лучшего качества и введения новой техники.

Надо, товарищи, разоблачать таких невежд и гнать их в шею от руковод­ства. Нельзя терпеть невежд во главе предприятий и вообще на руководящих постах. Они только портят живое дело.

Но для того, чтобы своевременно за­менять негодных работников, для того, чтобы вовремя выдвигать новых людей, знатоков своего дела, надо, товарищи, исправить положение дел с изучением, подбором и выдвижением кадров как в партийных, так и в хозяйственных ор­ганизациях.

В частности, надо решительно улуч­шить работу заместителей наркомов по кадрам, которые работают уже давно, однако до сих пор проявили себя очень и очень слабо.

Несколько слов, товарищи, о полит­отделах железнодорожного и водного транспорта.

Тут следует сказать одно—пора по­кончить с отрывами политотделов железнодорожного и водного тран­спорта от территориальных партий­ных организаций и сделать полит­отделы подотчетными обкомам и горкомам партии.

Нужно прямо и открыто сказать, что политотделы на транспорте, особенно на железнодорожном, работают крайне неудовлетворительно. Политотделы рабо­тают по-канцелярски, вместо работы за­нимаются сбором многочисленных сводок с мест, посылают огромное количество телеграфных и письменных директив.

Многие политотделы превратились в плохой придаток ведомственных учреж­дений транспорта, они замазывают ве­домственные недостатки и не выпол­няют даже такой элементарной обязан­ности, как сигнализация парторганам о недостатках в работе транспорта.

Находятся такие работники политот­делов, которые забыли о своих боль­шевистских обязанностях перед партией и страной, обрели себе спокойную жизнь за счет государства и стоят в стороне от работы по подъёму тран­спорта.

Товарищи, из организационных воп­росов следует остановиться далее на вопросе о хозяйственно-производствен­ных активах.

Надо сказать, что у нас за послед­нее время ослабла работа с активом. Во многих наркоматах вовсе забросили эту работу и не созывают активов.

Это не в малой степени объяснятся зазнайством некоторых наших руково­дителей.

Такие руководители считают, что они сами все знают и не нуждаются в том, чтобы посоветоваться с активом, чтобы учесть опыт низовых работников, ин­женеров, техников, стахановцев.

Такие руководители боятся развер­нуть критику и самокритику.

Такие руководители забывают то, чему учит нас товарищ Сталин.

Вы помните, как товарищ Сталин на совещании стахановцев благодарил участников совещания за помощь, которую они оказали своими выступлениями и советами. Товарищ Сталин на этом со­вещании говорил: «Разве можно сомне­ваться в том, что руководители, пре­небрегающие этим опытом, не могут считаться настоящими руководите­лями?».

Необходимо восстановить значение производственно-хозяйственных ак­тивов на предприятиях и в нарко­матах. Активы должны играть значи­тельную роль в деле лучшего использо­вания опыта низовых хозяйственных и партийных работников, инженеров, тех­ников, стахановцев. Активы должны играть значительную роль в разъяснении работникам промышленности значения важнейших мероприятий в области про­мышленности и транспорта. Активы надо собирать как с привлечением на них работников различных отраслей промышленности, так и по отдельным отраслям промышленности и транспорта.

Хозяйственные руководители и пар­тийные организации обязаны тщательно готовить собрания активов с тем, чтобы обеспечить на них серьезное и деловое обсуждение поставленных вопросов.

Теперь о соцсоревновании и стаханов­ском движении. О значении его го­ворить нечего. Я хочу отметить только, что у нас на многих предприятиях партийные и профсоюзные организации неудовлетворительно руководят делом соцсоревнования и стахановским движе­нием.

Только формальным отношением к руководству стахановским движением можно объяснить, что на предприятиях могут уживаться такие факты, как ох­ват стахановским движением на пред­приятии половины и более всех рабо­чих и наличие в то же время на этом предприятии грязи и захламленности в цехах, наличие большого количества ра­бочих, не выполняющих нормы, и даже невыполнение этим предприятием своих производственных планов.

Необходимо всемерно развивать стахановское движение, направлять инициативу стахановцев на повышение производительности труда, на раз­решение важнейших вопросов производ­ства, на подтягивание отстающих участ­ков производства.

Наконец, товарищи, последний воп­рос. Речь идет о том, что на предпри­ятиях все еще продолжается неправиль­ная практика проведения в рабочее время собраний, заседаний, совещаний общественных организаций.

Вот почему в проекте резолюции, роз­данной вам, предлагается безусловно воспретить партийным, советским, проф­союзным и другим общественным орга­низациям:

а) созыв на предприятиях и в учреж­дениях в рабочее время собраний, заседаний и всякого рода совещаний;

б) вызов в рабочее время рабочих и служащих;

в) снятие рабочих и служащих пред­приятий и учреждений для посылки их на проведение текущих кампаний или в командировки по шефским и т.п. делам;

г) отвлечение в рабочее время рабочих и служащих предприятий и учреждений от их непосредственной ра­боты для участия по поручению обще­ственных организаций в обследователь­ских комиссиях и бригадах.

Нужно раз навсегда установить, что рабочие и служащие предприя­тий и учреждений выполняют по­ручения общественных организаций только в нерабочее время.

Таковы меры, которые нужно при­нять по линии организационных задач парторганизаций, чтобы ликвидировать недостатки в работе промышленности и транспорта.

Товарищи, наша промышленность была и есть база развития всего народ­ного хозяйства. Промышленность была и есть руководящее начало во всей системе народного хозяйства. Промыш­ленность ведет вперед все наше социа­листическое хозяйство, включая сель­ское хозяйство и транспорт. Промыш­ленность была и есть база оборонной мощи страны.

Задача заключается в том, чтобы неустанно двигать вперед дело развитии социалистической промышленности.

Новые и большие задачи стоят перед нашей промышленностью и транспортом в 1941 году. Необходимо дело органи­зовать так, чтобы уже в этом году ни в одной области, ни в одном городе и промышленном центре не осталось ни одного отстающего предприятия.

В нашей промышленности не должно быть отстающих предприятий. Все заво­ды, фабрики, шахты, железные дороги обязаны выполнять план.

Бороться за выполнение плана, обес­печить выполнение плана, работать по плану, это значит:

а) выполнять годовой, квартальный и месячный планы по выработке про­дукции не в среднем, как это было до сих пор, а равномерно, по плану, по заранее разработанному графику про­изводства готовой продукции;

б) выполнять план не только в сред­нем по отрасли промышленности, как это было до сих пор, а выполнять его по каждому предприятию в отдельности;

в) выполнять план не только в сред­нем по предприятию, как это было до сих нор, но выполнять план ежедневно, в каждом цехе, в каждой бригаде, на каждом станке и в каждой смене;

г) выполнять план не только по ко­личественным показателям, но обяза­тельно и качественно, комплектно, по ассортименту, с соблюдением установ­ленных стандартов и по установленной планом себестоимости.

Мы должны и можем добиться уже в ближайшее время дальнейшего подъёма нашей промышленности и транспорта.

Надо только, чтобы все наши пар­тийные организация, все руководящие работники промышленности и транспор­та со всей большевистской настойчи­востью взялись за немедленную ликви­дацию недостатков в работе промышлен­ности и транспорта, коренным образом улучшили свою работу в этой области.

Мы не можем удовлетвориться уже достигнутым и не видеть крупных недостатков в работе промышленности и транспорта. Терпимость к этим недос­таткам чрезвычайно опасна и вредна.

Нельзя терпеть, чтобы у нас где-либо жили и процветали настроения благо­душия и довольства достигнутым. Такие настроения делают работников нетребо­вательными и слепыми в отношении к недостаткам. Такие настроения не к лицу большевикам.

Большевик должен отличаться непри­миримостью к недостаткам, требовательностью к себе, ко всей своей работе. Этому учит нас товарищ Сталин (Бурные аплодисменты).

Для большевика интересы государ­ства, интересы своей родины должны быть превыше всего. Большевик должен быть дисциплинированным в выполне­нии решений партий и правительства. Закон есть закон для всех. Мы все слуги государства. Этому учит нас товарищ Сталин (аплодисменты).

Большевик должен быть подлинным борцом против рутины в вопросах но­вой техники, новой продукции, новых методов производства. Надо воспитывать у наших работников вкус к тому, что­бы овладеть техникой, выдвигать таких людей, которые способны оседлать технику, ибо техника без людей есть хлам. Большевик, революционер в технике, в хозяйстве—тот, кто умеет ломать уста­ревшие традиции, заменять их новыми и идти вперед. Этому учит нас товарищ Сталин (аплодисменты).

Нет сомнения в том, что наша пар­тия, свято выполняя указания товарища Сталина, мобилизуя всю массу рабочих, служащих, инженеров и техников, в кратчайшие сроки добьется исключительной организованности, максимальной произво­дительности в работе промышленности и транспорта. Промышленность и транспорт должны и будут работать значи­тельно лучше, будут давать продукции по всем отраслям гораздо больше и бо­лее высокого качества.

Под испытанным и мудрым руковод­ством вождя народов товарища Сталина паша великая родина пойдет вперед к новым, решительным победам коммуниз­ма. (бурные аплодисменты. Все встают).