Организационные задачи парторганизаций в области промышленности и транспорта
Товарищи, для того, чтобы успешно разрешить задачу подъёма промышленности и транспорта, необходимо значительно улучшить нашу организационную работу в области промышленности и транспорта.
Товарищ Сталин учит нас, что сами хозяйственные успехи, их прочность и длительность целиком и полностью зависят от успехов партийно-организационной и партийно-политической работы, что без этих условий хозяйственные успехи могут оказаться построенными на песке.
Какие меры нужно принять по линии организационных задач парторганизаций, чтобы ликвидировать недостатки в работе промышленности и транспорта?
Прежде всего тут речь идет о том, что, в целях усиления помощи наркоматам и предприятиям промышленности и транспорта необходимо иметь в городах, областях, краях и республиках с развитой промышленностью не одного, а несколько секретарей горкомов и обкомов партии по промышленности, соответственно основным отраслям промышленности, имеющимся в городе, области, крае, республике, а также там, где это нужно, секретаря по железнодорожному транспорту и секретаря по водному транспорту.
Известно, что сейчас у нас в горкомах и обкомах партии промышленностью и транспортом занимается только один из секретарей. Опыт показал, что этого явно недостаточно.
В проекте резолюции, розданной вам, предлагается увеличить количество секретарей горкомов и обкомов партии, ведающих промышленностью и транспортом.
Очень важным делом для обкомов и горкомов партии будет подбор секретарей по промышленности. Это дело очень серьезное. К нему нужно подойти со всей тщательностью и ответственностью.
Надо выдвинуть на эти посты лучших работников, способных по-большевистски влезать в дела промышленности и транспорта, способных не на словах, а на деле повернуть внимание парторганизаций в сторону промышленности и транспорта.
Секретари по промышленности и транспорту обязаны хорошо знать, что делается на предприятиях, регулярно бывать на них, должны быть лично связаны как с работниками предприятий, так и с соответствующими наркоматами, должны помогать им в выполнении планов и решений партии по промышленности и транспорту, систематически проверять исполнение этих решений, вскрывать недостатки в работе предприятий и добиваться ликвидации этих недостатков.
О том, как справятся горкомы, обкомы и ЦК компартий с делом подбора секретарей по промышленности и транспорту, надо будет уже в ближайшее время судить по результатам работы промышленности и транспорта по отдельным городам, областям, краям и республикам.
Второй важнейшей организационной задачей является значительное усиление внимания партийных организаций к делу подбора кадров, работающих в промышленности и на транспорте.
Прежде всего необходимо изучать, хорошо знать хозяйственных и инженерно-технических работников промышленных предприятий и железных дорог. Без такого изучения и без знания людей нельзя правильно и вовремя решить вопрос о замене негодных работников и о выдвижении способных, инициативных людей.
Необходимо, товарищи, покончить с бумажным, канцелярским изучением работников, надо покончить с биологическим подходом при подборе кадров и проверять работников на деле, оценивать их по работе, а не руководствоваться анкетными данными.
До сих пор, несмотря на указания партии, во многих партийных и хозяйственных органах при назначении работника больше занимаются выяснением его родословной, выяснением того, кем были его дедушка и бабушка, а не изучением его личных деловых и политических качеств, его способностей.
Основным вопросом в деле подбора кадров является вопрос о правильном выдвижении новых работников. Надо смелее выдвигать хороших, способных, инициативных работников, умеющих организовать живое дело.
При этом надо усвоить, что речь идет о выдвижении не только партийных, но и непартийных большевиков.
Среди беспартийных много честных и способных работников, которые, хотя не состоят в партии, не имеют коммунистического стажа, но работают часто лучше, добросовестнее, чем некоторые коммунисты со стажем.
Товарищ Сталин не раз высмеивал тех работников, которые думают, что на руководящие должности можно выдвигать лишь партийных товарищей. В 1931 году на совещании хозяйственников товарищ Сталин говорил: «Некоторые товарищи думают, что на руководящие должности на фабриках, на заводах можно выдвигать лишь партийных товарищей. На этом основании они нередко оттирают способных и инициативных беспартийных товарищей, выдвигая на первое место партийцев, хотя и менее способных и неинициативных. Нечего и говорить, что нет ничего глупее и реакционнее такой, с позволения сказать, «политики».
Выдвигая способных и инициативных работников, надо своевременно ставить вопрос о замене негодных, слабых, безвольных работников, заменять болтунов, не способных организовать живое дело.
Нередко бывает, что заведется такой никчемный, не способный на живое дело болтун и годами губит дело. А наши наркоматы, обкомы, горкомы партии спокойно взирают на это и не принимают мер к тому, чтобы вышибить такого, с позволения сказать, «работника».
Бывает у нас нередко так. Получит завод срочное задание по выпуску особо нужной продукции. А во главе этого предприятия стоит горе-хозяйственник, не работник, способный выполнить это задание, а болтун.
Спросит секретарь обкома такого директора, как идет дело с выполнением задания, а болтун отвечает, — «нажимаем, товарищ секретарь». Ну, секретарь и доволен. Раз нажимает, значит дело будет.
Однако вскоре выясняется, что никакого дела нет и задание не выполняется. Снова спрашивает директора секретарь обкома: «В чем дело, почему не выполняется задание?» «Осваиваем, товарищ секретарь», —отвечает болтун. Секретарь удовлетворяется и этим ответом. Раз человек осваивает, значит будут скоро результаты. Но дело вперед не двигается. Опять запрос к директору: «Почему до сих пор не выпускаете продукции?» Заедает, товарищ секретарь, на днях поправим дело». Проходит время, нет никакой продукции. «Что у вас делается на заводе», спрашивает секретарь. «Устраняем неполадки и неувязки», отвечает болтун.
Так и морочит без конца голову, и если, товарищи, паче чаяния все же такой директор с большим запозданием, а выпустит немного продукции, то не ждите, что у такого директора продукция будет выпускаться систематически. Ждите, наверняка, что скоро он прекратит этот выпуск. И если его спросите: «Что случилось, почему вы только что начали выпускать продукцию и уже прекратили?» — так и знайте, что болтун и тут найдет вам ответ и в таком случае обязательно заявит: «заделы все съедены».
Вот так и водят за нос наших секретарей обкомов такие горе-руководители предприятий, такие болтуны.
Вооружились эти болтуны словечками «осваиваем», «заедает», «устраняем неполадки и неувязки», и живут себе за государственный счет, расходуют громадные средства, а в народное хозяйство ничего не дают.
А многие наши руководители слушают такие ответы и удовлетворяются ими, хотя в точности не знают, что, собственно хочет сказать горе-хозяйственник. Получается, как это в песне поется, — «…и кто его знает, на что намекает». (Смех). В песне, правда, в конце концов выясняется, о чем идет речь. Там, как вы помните, сердце принимает некоторое участие в этом деле, и дело проясняется. А вот в отношении болтунов дело так и остается неразгаданным. Тут сердца, видимо, мало. Надо головой поработать и раскусить вовремя болтуна.
Пора, товарищи, вытащить такого сорта хозяйственников на свет божий. Болтунов, людей, не способных на живое деле, нужно освобождать и ставить на меньшую заботу, без относительно к тому, являются они партийными или беспартийными.
Есть у нас, товарищи, и работники другого типа—невежды. Есть у нас я такие. Невежда—это человек, который ничего не знает и знать ничего не хочет. Невежда технику не изучает, новой техники не признает, о технологии понятия не имеет, в экономике предприятия не разбирается и не желает разбираться. Зато зазнайства у такого невежды хоть отбавляй.
Невежда убежден в том, что он все знает и ему изучать нечего, и нет такой силы в природе, которая могла бы убедить невежду в том, что он чего то не знает.
Об одном из своих героев Салтыков- Щедрин писал: «Он не был ни технолог, ни инженер… Он ничего не знал ни о процессе образования рек, ни о законах, по которым они текут вниз, а не вверх, но был убежден, что стоит только указать: от сих мест до сих—и на протяжении отмеренного пространства, наверное, возникнет материк, а затем по-прежнему, и направо, и налево, будет продолжать течь река».
Существуют подобные невежды н в наше время. Займет такой невежда пост директора ли предприятия, начальника ли дороги или другой какой пост и ничего слушать не хочет. Ты ему говоришь о новой технике, о необходимости улучшения технологического процесса, о наведении чистоты и порядка на предприятии, а он сидит по уши в грязи, сидит прочно на своей невежественной основе и не обращает внимание ни на какие советы, ни на какие указания. (В зале оживление). Я, дескать, сам соображаю, я сам все могу. Да еще обычно кичится своим пролетарским происхождением.
Само собой разумеется, что нечего ждать от такого, с позволения сказать, руководителя перехода на производство новой продукции, лучшего качества и введения новой техники.
Надо, товарищи, разоблачать таких невежд и гнать их в шею от руководства. Нельзя терпеть невежд во главе предприятий и вообще на руководящих постах. Они только портят живое дело.
Но для того, чтобы своевременно заменять негодных работников, для того, чтобы вовремя выдвигать новых людей, знатоков своего дела, надо, товарищи, исправить положение дел с изучением, подбором и выдвижением кадров как в партийных, так и в хозяйственных организациях.
В частности, надо решительно улучшить работу заместителей наркомов по кадрам, которые работают уже давно, однако до сих пор проявили себя очень и очень слабо.
Несколько слов, товарищи, о политотделах железнодорожного и водного транспорта.
Тут следует сказать одно—пора покончить с отрывами политотделов железнодорожного и водного транспорта от территориальных партийных организаций и сделать политотделы подотчетными обкомам и горкомам партии.
Нужно прямо и открыто сказать, что политотделы на транспорте, особенно на железнодорожном, работают крайне неудовлетворительно. Политотделы работают по-канцелярски, вместо работы занимаются сбором многочисленных сводок с мест, посылают огромное количество телеграфных и письменных директив.
Многие политотделы превратились в плохой придаток ведомственных учреждений транспорта, они замазывают ведомственные недостатки и не выполняют даже такой элементарной обязанности, как сигнализация парторганам о недостатках в работе транспорта.
Находятся такие работники политотделов, которые забыли о своих большевистских обязанностях перед партией и страной, обрели себе спокойную жизнь за счет государства и стоят в стороне от работы по подъёму транспорта.
Товарищи, из организационных вопросов следует остановиться далее на вопросе о хозяйственно-производственных активах.
Надо сказать, что у нас за последнее время ослабла работа с активом. Во многих наркоматах вовсе забросили эту работу и не созывают активов.
Это не в малой степени объяснятся зазнайством некоторых наших руководителей.
Такие руководители считают, что они сами все знают и не нуждаются в том, чтобы посоветоваться с активом, чтобы учесть опыт низовых работников, инженеров, техников, стахановцев.
Такие руководители боятся развернуть критику и самокритику.
Такие руководители забывают то, чему учит нас товарищ Сталин.
Вы помните, как товарищ Сталин на совещании стахановцев благодарил участников совещания за помощь, которую они оказали своими выступлениями и советами. Товарищ Сталин на этом совещании говорил: «Разве можно сомневаться в том, что руководители, пренебрегающие этим опытом, не могут считаться настоящими руководителями?».
Необходимо восстановить значение производственно-хозяйственных активов на предприятиях и в наркоматах. Активы должны играть значительную роль в деле лучшего использования опыта низовых хозяйственных и партийных работников, инженеров, техников, стахановцев. Активы должны играть значительную роль в разъяснении работникам промышленности значения важнейших мероприятий в области промышленности и транспорта. Активы надо собирать как с привлечением на них работников различных отраслей промышленности, так и по отдельным отраслям промышленности и транспорта.
Хозяйственные руководители и партийные организации обязаны тщательно готовить собрания активов с тем, чтобы обеспечить на них серьезное и деловое обсуждение поставленных вопросов.
Теперь о соцсоревновании и стахановском движении. О значении его говорить нечего. Я хочу отметить только, что у нас на многих предприятиях партийные и профсоюзные организации неудовлетворительно руководят делом соцсоревнования и стахановским движением.
Только формальным отношением к руководству стахановским движением можно объяснить, что на предприятиях могут уживаться такие факты, как охват стахановским движением на предприятии половины и более всех рабочих и наличие в то же время на этом предприятии грязи и захламленности в цехах, наличие большого количества рабочих, не выполняющих нормы, и даже невыполнение этим предприятием своих производственных планов.
Необходимо всемерно развивать стахановское движение, направлять инициативу стахановцев на повышение производительности труда, на разрешение важнейших вопросов производства, на подтягивание отстающих участков производства.
Наконец, товарищи, последний вопрос. Речь идет о том, что на предприятиях все еще продолжается неправильная практика проведения в рабочее время собраний, заседаний, совещаний общественных организаций.
Вот почему в проекте резолюции, розданной вам, предлагается безусловно воспретить партийным, советским, профсоюзным и другим общественным организациям:
а) созыв на предприятиях и в учреждениях в рабочее время собраний, заседаний и всякого рода совещаний;
б) вызов в рабочее время рабочих и служащих;
в) снятие рабочих и служащих предприятий и учреждений для посылки их на проведение текущих кампаний или в командировки по шефским и т.п. делам;
г) отвлечение в рабочее время рабочих и служащих предприятий и учреждений от их непосредственной работы для участия по поручению общественных организаций в обследовательских комиссиях и бригадах.
Нужно раз навсегда установить, что рабочие и служащие предприятий и учреждений выполняют поручения общественных организаций только в нерабочее время.
Таковы меры, которые нужно принять по линии организационных задач парторганизаций, чтобы ликвидировать недостатки в работе промышленности и транспорта.
Товарищи, наша промышленность была и есть база развития всего народного хозяйства. Промышленность была и есть руководящее начало во всей системе народного хозяйства. Промышленность ведет вперед все наше социалистическое хозяйство, включая сельское хозяйство и транспорт. Промышленность была и есть база оборонной мощи страны.
Задача заключается в том, чтобы неустанно двигать вперед дело развитии социалистической промышленности.
Новые и большие задачи стоят перед нашей промышленностью и транспортом в 1941 году. Необходимо дело организовать так, чтобы уже в этом году ни в одной области, ни в одном городе и промышленном центре не осталось ни одного отстающего предприятия.
В нашей промышленности не должно быть отстающих предприятий. Все заводы, фабрики, шахты, железные дороги обязаны выполнять план.
Бороться за выполнение плана, обеспечить выполнение плана, работать по плану, это значит:
а) выполнять годовой, квартальный и месячный планы по выработке продукции не в среднем, как это было до сих пор, а равномерно, по плану, по заранее разработанному графику производства готовой продукции;
б) выполнять план не только в среднем по отрасли промышленности, как это было до сих пор, а выполнять его по каждому предприятию в отдельности;
в) выполнять план не только в среднем по предприятию, как это было до сих нор, но выполнять план ежедневно, в каждом цехе, в каждой бригаде, на каждом станке и в каждой смене;
г) выполнять план не только по количественным показателям, но обязательно и качественно, комплектно, по ассортименту, с соблюдением установленных стандартов и по установленной планом себестоимости.
Мы должны и можем добиться уже в ближайшее время дальнейшего подъёма нашей промышленности и транспорта.
Надо только, чтобы все наши партийные организация, все руководящие работники промышленности и транспорта со всей большевистской настойчивостью взялись за немедленную ликвидацию недостатков в работе промышленности и транспорта, коренным образом улучшили свою работу в этой области.
Мы не можем удовлетвориться уже достигнутым и не видеть крупных недостатков в работе промышленности и транспорта. Терпимость к этим недостаткам чрезвычайно опасна и вредна.
Нельзя терпеть, чтобы у нас где-либо жили и процветали настроения благодушия и довольства достигнутым. Такие настроения делают работников нетребовательными и слепыми в отношении к недостаткам. Такие настроения не к лицу большевикам.
Большевик должен отличаться непримиримостью к недостаткам, требовательностью к себе, ко всей своей работе. Этому учит нас товарищ Сталин (Бурные аплодисменты).
Для большевика интересы государства, интересы своей родины должны быть превыше всего. Большевик должен быть дисциплинированным в выполнении решений партий и правительства. Закон есть закон для всех. Мы все слуги государства. Этому учит нас товарищ Сталин (аплодисменты).
Большевик должен быть подлинным борцом против рутины в вопросах новой техники, новой продукции, новых методов производства. Надо воспитывать у наших работников вкус к тому, чтобы овладеть техникой, выдвигать таких людей, которые способны оседлать технику, ибо техника без людей есть хлам. Большевик, революционер в технике, в хозяйстве—тот, кто умеет ломать устаревшие традиции, заменять их новыми и идти вперед. Этому учит нас товарищ Сталин (аплодисменты).
Нет сомнения в том, что наша партия, свято выполняя указания товарища Сталина, мобилизуя всю массу рабочих, служащих, инженеров и техников, в кратчайшие сроки добьется исключительной организованности, максимальной производительности в работе промышленности и транспорта. Промышленность и транспорт должны и будут работать значительно лучше, будут давать продукции по всем отраслям гораздо больше и более высокого качества.
Под испытанным и мудрым руководством вождя народов товарища Сталина паша великая родина пойдет вперед к новым, решительным победам коммунизма. (бурные аплодисменты. Все встают).