Причины недостатков в работе наркоматов и парторганизаций в области промышленности и транспорта.
Какие же, товарищи, причины неудовлетворительной работы ряда отраслей промышленности и транспорта?
Мы обязаны вскрыть эти причины со всей большевистской прямотой. Чем честнее мы вскроем наши недостатки, тем скорее от них освободимся. Этому повседневно учит нас товарищ Сталин. Люди, замазывающие недостатки, оказывают плохую услугу партии.
Причины неудовлетворительной работы промышленности н транспорта заключаются в недостатках руководства со стороны наркоматов и в том, что обкомы и горкомы партии ослабили свою работу в области промышленности и транспорта.
О наркоматах надо сказать, прежде всего, что они ведут свою работу во многом бюрократически, не добираются еще до каждого отдельного предприятия, «руководят» своими предприятиями не по существу, а формально, путем бумажной переписки.
Наркоматы плохо знают руководящие кадры предприятий, не знают положения дел на предприятиях и не принимают оперативных мер по исправлению недостатков в работе предприятий. Руководящие работники наркоматов редко бывают на заводах, лично не помогают заводам наладить дело, предпочитают, видимо, руководить по-канцелярски, только через бумагу.
Крупнейшим недостатком в работе наркоматов является то, что они не проверяют исполнение своих решений директорами предприятий. Наркоматы ограничивают, таким образом, рамки своей руководящей работы заседаниями коллегий и принятием решений, не понимая, что решение—это только еще начало дела и что решения принимаются не для самих решений, а для их исполнения, не понимая, что главную часть руководящей работы должна составлять не заседательская работа и не принятие решений, а повседневная проверка исполнения этих решений.
Многие директивы остаются невыполненными только потому, что вместо систематической проверки исполнения директив наркоматы обычно судят о положении дел на предприятиях, но реляциям директоров фабрик, заводов и начальников железных дорог. Директор же предприятия, начальник дороги из узковедомственных соображений часто замазывает недостатки и приукрашивает действительное положение на предприятиях.
В наркомате обычно никто не отвечает за выполнение конкретных решений.
Вот несколько фактов, характеризующих канцелярско-бюрократические методы руководства наркоматов.
Возьмем Наркомат морского флота. Постановлением Экономсовета от 7 марта 1940 года тов. Дукельский обязан был в месячный срок представить в Экономсовет план ликвидации запущенности Каспийского флота. Это постановление в срок выполнено не было. Парком возбудил ходатайство об отсрочке. Экономсовет отсрочил представление плана до 1 мая 1940 года. Опять тов. Дукельский не представил плана, 11 октября 1940 года из Экономсовета поступило предложение наркому тов. Дукельскому ускорить представление плана о ликвидации запущенности Каспийского флота. На письме из Экономсовета тов. Дукельскпй наложил краткую резолюцию: «тт. Лесовикову (это зам. наркома) и Воронову (это начальник планового отдела) —Где проект плана?». Этот вопрос наркома более двух месяцев висел в воздухе. Лишь 31 декабря работник планового отдела тов. Гинзбург сдал проект плана тов. Лесовикову. Второго января уже 1941 года тов. Лесовиков передал этот материал начальнику отдела технической эксплуатации тов. Чеховскому, который держал этот проект до 16 января 1941 года, а затем вновь передал его тому же тов. Гинзбургу. 25 января 1941 года, т. е. 101/2 месяцев спустя после решения Экономсовета, тов. Дукельскпй представил, наконец, в Экономсовет план по ликвидации запущенности Каспийского флота.
Позволительно спросить тов. Дукельского, сколько же времени думает потратить Наркомат морского флота на ликвидацию самой запущенности Каспийского флота, если план ликвидации этой запущенности составлялся в течение 101/2 месяцев. Да неизвестно еще, что это за план!
Вот факт из деятельности Наркомата электропромышленности. 29 октября 1940 г. Наркоматом электропромышленности было получено указание о поставке оборудования Наркомату судостроительной промышленности к 10 ноября 1940, года с Харьковского электромеханического завода. Нарком тов. Богатырев на поступившем к нему документе наложил следующую резолюцию: «К начальнику военного отдела т. Кравцову—подготовить срочно распоряжение 30 октября по этому решению. Распоряжение готовилось 5 дней и лишь 6 ноября оно попало в Главэлектромашпром этого же наркомата. Главный инженер этого главка тов. Рубо только 10 ноября посылает это срочное распоряжение начальнику производственного отдела своего главка тов. Артемову с резолюцией: «Дать распоряжение». Тов. Артемов, в свою очередь, пишет диспетчеру главка тов. Кравчуку: «На распоряжение», а тов. Кравчук в тот же день, 10 ноября, т. е. а когда оборудование уже должно было бы прибыть на заводы, которые его ждут, наложил резолюцию: «В дело», т е. в архив. Так было сорвано выполнение важного задания.
Разве все эти — «подготовить распоряжения», «дать распоряжение», «на распоряжение» и, наконец, «в дело» — не являются свидетельством чиновнического, бюрократического отношения к живому делу со стороны работников Наркомата электропромышленности. Разве возможны были бы подобные факты при наличии в наркомате элементарной проверки исполнения?
Или вот о Наркомате речного флота. Коллегия этого наркомата в 1940 году заседала 62 раза, заслушала 102 вопроса, а решения на самой коллегии были приняты только по 7 вопросам. Подготовка решений по остальным вопросам поручалась комиссиям. Большинство вопросов комиссиями редактируется в продолжение нескольких месяцев, так как никто в наркомате не проверяет порученных заданий. А, например, решение по вопросу «Об итогах выполнения показателей по труду и финансам» комиссией под председательством наркома тов. Шашкова редактируется целых полгода—с 20 августа и по сей день.
При таких порядках в работе можно загубить любое живое дело. Неудивительны поэтому и плохие результаты работы Наркомата речного флота по перевозкам грузов.
Два слова о Наркомате боеприпасов. В этом наркомате имели место такие, например, факты. Нарком тов. Сергеев в своем приказе № 203 предложил директору завода №176 «построить фосфатировочное отделение цеха № 4, смонтировать ванны и сдать в эксплуатацию. Срок исполнения — 8 июня 1940 года». Приказ был подписан 5 июня, сдан для рассылки 7 июня, а срок исполнения указанной в приказе работы, как видите, был определен 8 июня. Или вот другой приказ №189. Этим приказом завод № 144 обязывался «не позднее 1 июня 1940 года разработать график работы цехов на июнь месяц с учетом покрытия недоделок за апрель—май месяцы». Этот приказ был подписан 31 мая и естественно, что прибыл на завод уже после истечения срока, установленного для исполнения задания. Вот третий факт. Приказом № 151 отмечается плохое состояние техники безопасности на заводах. Пунктом восьмым исполнители обязуются представить тов. Сергееву на утверждение 29 апреля план работ, а сам приказ подписан 4 мая.
Разве это серьезное отношение к делу? Надо же вдумываться в задания, которые даются подчиненным. А приказы, приведенные выше, способны только подорвать дисциплину.
Примеров бюрократизма, канцелярской волокиты, отсутствия проверки исполнения можно привести много, они есть, к сожалению, в каждом наркомате, а сколько-нибудь серьезного ежедневного контроля за работой предприятий — нет. Между тем серьезный ежедневный контроль за работой заводов является важнейшей обязанностью наркоматов.
Необходимо, чтобы наркоматы покончили с канцелярско-бюрократическими методами руководства предприятиями, и чтобы вместо всей этой канцелярщины всерьез занялись делом проверки исполнения решений, делом контроля за работой своих предприятий.
Таковы недостатки в руководстве наркоматов.
Теперь о недостатках работы парторганизаций в области промышленности и транспорта.
Главное тут заключается в том, что парторганизации не помогают наркоматам, предприятиям своей области, города, района.
Парторганизации ослабили свою работу как в промышленности, так и на транспорте, неправильна полагая, что они не несут ответственности за работу промышленности и транспорта.
Местные партийные организации также, как и хозяйственные организации, не понимают смысла и значения проверки исполнения и не помогают ввиду этого наркоматам и главкам наладить повседневную проверку исполнения решений наркоматов директорами подчиненных им предприятий.
Многие обкомы партии, занимаясь сельским хозяйством, делами заготовок сельскохозяйственных продуктов, забросили работу в промышленности и на транспорте, забыли о своей ответственности за работу заводов, фабрик, шахт, рудников, железных дорог своей области, города, района, а горкомы партии, которые обязаны главное свое внимание’ уделять промышленности и транспорту, не занимаются этим делом и не принимают мер к улучшению работы отстающих предприятий и железных дорог.
Горкомы и обкомы партии вместо того, чтобы влезать в дела фабрик, заводов, железных дорог, нередко стоят в стороне от промышленности п транспорта, не контролируют работу предприятий, не проверяют, как работают руководящие люди на фабриках, заводах и железных дорогах, не вскрывают недостатков в их работе и тем самым попустительствуют этим недостаткам.
Горкомы и обкомы партии свыклись с тем положением, что ряд предприятий у них длительное время находится в. глубоком прорыве, и не принимают действенных мер к тому, чтобы покончить с этим позорным явлением.
Возьмем Тульскую область. У вас, товарищи туляки, такие заводы, как Новотульский металлургический завод, Сталиногорский комбинат и некоторые другие крупные предприятия, выполняли производственный план последние четыре года не свыше чем на 60 —80 проц.
В Челябинской области такие заводы, как Челябинский тракторный завод и Челябинский цинковый завод на протяжении последних четырех лет систематически недовыполняют производственной программы на 15—20 проц.
Или вот, возьмем Орловскую область. Такое крупнейшее предприятие области, как «Красный Профинтерн», в 1938 году выполнило план на 66 проц., в 1939 году на 63 проц. и в 1940 году па 75 проц.
В Архангельской области Соломбальский целлюлозный завод, Лальская бумажная фабрика и ряд крупных лесозаводов области выполняли за последние три года план всего лишь в пределах от 40 до 80 проц.
В Башкирской АССР Белорецкий металлургический завод в 1938 году выполнил план на 77 проц., в 1939 году на 71 проц. и в 1940 году на 86 проц.
Таких фактов систематического отставания заводов можно привести много и по всем другим областям, краям и республикам.
А ведь всеми этими заводами занимаются или, точнее, должны заниматься обкомы и горкомы партии. Результаты же, как видите, такие, что эти и подобные им заводы уже ряд лет сидят на шее государства.
Особенно плохо горкомы и обкомы партии занимаются предприятиями п промышленными стройками, подчиненными союзным наркоматам, ошибочно полагая, что за состояние дел па этих предприятиях и стройках отвечают исключительно наркоматы.
Ряд областей своей плохой работой решающим образом повлияли на срыв выполнения общего плана по некоторым важным видам продукции.
По выплавке чугуна особенно плохо работали предприятия Сталинской, Запорожской и Свердловской областей.
Предприятия угольной промышленности Ворошиловоградской, Челябинской, Свердловской и Молотовской областей тянули назад угольную промышленность.
По добыче нефти особенно плохо работали предприятия Грознефти Чечено- Игнушской АССР, Майкопнефти Краснодарского края, предприятия Башкирской АССР и Хабаровского края.
Отставание производства паровозов явилось результатом плохой работы соответствующих предприятий города Харькова, Орджоникидзеграда, Улан-Удэ. Плохо также работали Ворошиловградкий и Коломенский заводы.
Решающую роль в недовыполнении плана по хлопчатобумажным тканям сыграла плохая работа предприятий областей Ивановской, Калининской и особенно Ярославской.
Ряд промышленных городов, в которых сосредоточены крупные предприятия, не выполняют производственного плана. Вот, например, гор. Горький в 1940 году выполнил план по выпуску валовой продукции на 93,6 проц., Днепропетровск—95,8 проц., Сталинград- 95,8 проц., Калинин —93,7 проц., Челябинск—90,2 проц., Тула—85,1 проц., Ярославль —79,9 проц., Сталино—90,3 проц.
А ведь первейшей обязанностью горкомов партии в этих городах является обеспечение успешной работы промышленности.
Крупным недостатком в работе горкомов и обкомов партии является то, что они не вникают в существо работы предприятия, не изучают экономику предприятий и, вместо этого, отделываются часто поверхностными обследованиями и верхоглядскими решениями.
Ведь факт, товарищи, что многие наши обкомы и горкомы партии свои обязанности в отношении промышленности и транспорта сводят к заслушиванию докладов директоров предприятий на заседаниях бюро обкомов партии. По этим докладам обычно выносятся малоконкретные и малополезные для заводов решения. Да и эти решения, как правило, совершенно не проверяются.
Следует отметить и другое обстоятельство. Заниматься отдельным предприятием обком или горком партии начинает лишь в случае, если это предприятие уже находится в явном прорыве. Заблаговременно же никто и не думает помочь заводу или железной дороге.
Необходимо покончить с таким поверхностным подходом к предприятиям промышленности и транспорта.
Городские и областные комитеты партии обязаны наряду с наркоматами нести ответственность за работу всех промышленных и транспортных предприятий города, области. Именно горкомы и обкомы партии имеют возможность непосредственно на месте, наиболее объективно, не считаясь с узковедомственными интересами, разобраться в положении дел на предприятии, определить, в чем кроются недостатки в его работе и помочь руководящим работникам предприятий и наркоматов устранить их.
Таковы, товарищи, причины неудовлетворительной работы ряда — отраслей промышленности, таковы причины недостатков в работе промышленности и транспорта.