Среда
15
Января
×

О ЗАДАЧАХ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА ДОКЛАД тов. МАЛЕНКОВА

№28, 18 февраля 1941

Успехи и недостатки в работе промышленности и транспорта

 

Товарищи! На обсуждение конферен­ции поставлен вопрос о задачах пар­тийных организация в области промышленности и транспорта.

В своем докладе по этому вопросу буду говорить, главным образом, о «не­достатках работы промышленности и транспорта, о недостатках работы пар­тийных организаций и наркоматов в области промышленности и транспорта, о причинах этих недостатков и о ме­рах их устранения.

Это отнюдь, товарищи, не означает, что мы не имеем успехов в работе про­мышленности и транспорта. Наоборот, два года, истекшие после XVIII съезда партии, продолжался неуклонный рост промышленности и транспорта.

Если в 1938 году объём валовой продукции промышленности составил 106.834 млн. рублей, то в 1939 г. он достиг 123 915 млн. рублей, а в 1940 г. составил 137.500 млн. рублей.

Следовательно, из года в год мы име­ем огромный прирост валовой продукции промышленности.

Улучшилась за истекшие два года и работа нашего транспорта. В 1940 г. по сравнению с 1938 г. грузооборот увеличился: по железнодорожному транспорту на 10,3 проц., по речному тран­спорту — на 12,8 проц. и по морскому транспорту в малом каботаже — на 15,1 проц.

В истекшем году промышленность и транспорт Советского Союза значительно продвинулись вперед в деле выполнения третьего пятилетнего плана, увеличили объём производства и грузооборота, обес­печили дальнейший рост народного хо­зяйства и укрепление оборонной мощи СССР. Успехи освоения новой техники и рост оборонной промышленности поз­волили значительно повысить техничес­кую оснащенность Красной Армии и Военно-Морского Флота новейшими ви­дами и типами современного воору­жения.

На XVIII съезде партии товарищ Сталин говорил, что для того, чтобы перегнать главные капиталистические страны в экономическом отношении, требуется прежде всего серьезное и не­укротимое желание идти вперед и готов­ность пойти на жертвы, пойти на серь­езные капитальные вложения для все­мерного расширения нашей социалисти­ческой промышленности.

За истекшие два года мы вложили огромные средства в промышленность и транспорт и пустили в ход много новых предприятий.

Капиталовложения в промышленность и транспорт за 1938 год составили 22.341 млн. рублей, за 1939 год — 25.037млн. рублей, за1940 год—27.728 млн. рублей.

Наша партия неуклонно проводит в жизнь учение товарища Сталина о со­циалистической индустриализации. Ин­дустриализация СССР явилась законом социалистического развития нашей страны.

Надо все иметь в своих руках, чтобы не стать придатком капиталистического хозяйства — учит товарищ Сталин. Руководствуясь этим указанием, наша партия обеспечила самостоятельность народного хозяйства СССР.

Надо развивать промышленность, раз­вивать хозяйство в интересах побед социализма, в интересах строительства социализма — учит товарищ Сталин. Руководствуясь этим указанием, наша партия добилась того, что в нашей стране закрыты все клапаны для воз­никновения капитализма.

СССР уже теперь является могучей индустриальной- социалистической дер­жавой.

Однако, товарищи, наряду с этими успехами, в работе промышленности и транспорта имеются крупные недостатки.

Наша промышленность в целом хотя и увеличила выпуск продукции в 1940 году на 11 проц. сравнительно с 1939 годом, однако ряд отраслей промышлен­ности, в особенности паровозо — и ваго­ностроение, электропромышленность, лесная, бумажная, рыбная и промыш­ленность стройматериалов отстают и не выполняют производственных планов.

Некоторые из наркоматов, выполнив план по валовой продукции- в целом, не выполнили в то же время плана по ряду важных видов продукции. Так пос­тупили Наркомат текстильной промыш­ленности. Наркомат пищевой промыш­ленности и Наркомат легкой промыш­ленности.

Это, конечно, серьезный минус в ра­боте упомянутых наркоматов. Для нар­комата выполнить план — это значит выполнить его по всем без исключения видам продукции, а не только по тем, которые легче даются.

Есть и такие наркоматы, которые не только не выполнили плана 1940 года, но в сравнении с 1939 годом даже несколько уменьшили выпуск валовой продукции. К их числу относятся Наркомат   рыбной      промышленности, Наркомат промышленности стройматери­алов, Наркомат лесной промышленности.

Надо прямо сказать, что эти наркоматы работали хуже других наркоматов.

Серьезным недостатком в работе ряда отраслей промышленности является не­своевременный ввод в действие новых производственных мощностей.

В ряде отраслей промышленности из — за допущенных перерасходов сырья, материалов,        топлива, электроэнергии, больших потерь от брака и других бес­хозяйственных расходов не выполнен план по снижению себестоимости про­мышленной продукции. Особенно плохо обстоит дело с выполнением плана снижения себестоимости в нефтяной, лесной, бумажной промышленности и промышленности стройматериалов.

Электростанции, роль которых исключительно важна, добились улучшения своей работы в 1940 году, но на электростанциях и особенно в электро­сетях имеет место все еще большое ко­личество аварий вследствие расхлябан­ности технического персонала и несоб­людения правил технической эксплуатации. Новая техника в электрохозяйстве: переход на высокое давление и высо­кую температуру пара, автоматизация управления агрегатами, применение сов­ременной, быстродействующей электро­защиты — внедряется медленно и в не­достаточных размерах.

В работе железнодорожного транспор­та крупным недостатком является невыполнение по ряду железных дорог пла­на перевозок важнейших грузов, плана по обороту вагонов грузового парка и плана среднесуточной погрузки. На железных дорогах большое число гру­зовых поездов следовало не по расписа­нию, не организовано как следует пассажирское движение и не ликвиди­ровано опоздание поездов.

По-морскому и речному транспорту не выполняются планы перевозок, осо­бенно по таким важным видам продук­ции, как руда, нефть, хлеб, соль, лес, уголь, цемент. Большие простои тонна­жа и подвижного состава, задержка грузов в пунктах перевалки имеют место из-за того, что в работе железнодорожных станций, портов и пристаней нет еще необходимой увязки.

Таковы успехи и недостатки в работе промышленности и транспорта.