Успехи и недостатки в работе промышленности и транспорта
Товарищи! На обсуждение конференции поставлен вопрос о задачах партийных организация в области промышленности и транспорта.
В своем докладе по этому вопросу буду говорить, главным образом, о «недостатках работы промышленности и транспорта, о недостатках работы партийных организаций и наркоматов в области промышленности и транспорта, о причинах этих недостатков и о мерах их устранения.
Это отнюдь, товарищи, не означает, что мы не имеем успехов в работе промышленности и транспорта. Наоборот, два года, истекшие после XVIII съезда партии, продолжался неуклонный рост промышленности и транспорта.
Если в 1938 году объём валовой продукции промышленности составил 106.834 млн. рублей, то в 1939 г. он достиг 123 915 млн. рублей, а в 1940 г. составил 137.500 млн. рублей.
Следовательно, из года в год мы имеем огромный прирост валовой продукции промышленности.
Улучшилась за истекшие два года и работа нашего транспорта. В 1940 г. по сравнению с 1938 г. грузооборот увеличился: по железнодорожному транспорту на 10,3 проц., по речному транспорту — на 12,8 проц. и по морскому транспорту в малом каботаже — на 15,1 проц.
В истекшем году промышленность и транспорт Советского Союза значительно продвинулись вперед в деле выполнения третьего пятилетнего плана, увеличили объём производства и грузооборота, обеспечили дальнейший рост народного хозяйства и укрепление оборонной мощи СССР. Успехи освоения новой техники и рост оборонной промышленности позволили значительно повысить техническую оснащенность Красной Армии и Военно-Морского Флота новейшими видами и типами современного вооружения.
На XVIII съезде партии товарищ Сталин говорил, что для того, чтобы перегнать главные капиталистические страны в экономическом отношении, требуется прежде всего серьезное и неукротимое желание идти вперед и готовность пойти на жертвы, пойти на серьезные капитальные вложения для всемерного расширения нашей социалистической промышленности.
За истекшие два года мы вложили огромные средства в промышленность и транспорт и пустили в ход много новых предприятий.
Капиталовложения в промышленность и транспорт за 1938 год составили 22.341 млн. рублей, за 1939 год — 25.037млн. рублей, за1940 год—27.728 млн. рублей.
Наша партия неуклонно проводит в жизнь учение товарища Сталина о социалистической индустриализации. Индустриализация СССР явилась законом социалистического развития нашей страны.
Надо все иметь в своих руках, чтобы не стать придатком капиталистического хозяйства — учит товарищ Сталин. Руководствуясь этим указанием, наша партия обеспечила самостоятельность народного хозяйства СССР.
Надо развивать промышленность, развивать хозяйство в интересах побед социализма, в интересах строительства социализма — учит товарищ Сталин. Руководствуясь этим указанием, наша партия добилась того, что в нашей стране закрыты все клапаны для возникновения капитализма.
СССР уже теперь является могучей индустриальной- социалистической державой.
Однако, товарищи, наряду с этими успехами, в работе промышленности и транспорта имеются крупные недостатки.
Наша промышленность в целом хотя и увеличила выпуск продукции в 1940 году на 11 проц. сравнительно с 1939 годом, однако ряд отраслей промышленности, в особенности паровозо — и вагоностроение, электропромышленность, лесная, бумажная, рыбная и промышленность стройматериалов отстают и не выполняют производственных планов.
Некоторые из наркоматов, выполнив план по валовой продукции- в целом, не выполнили в то же время плана по ряду важных видов продукции. Так поступили Наркомат текстильной промышленности. Наркомат пищевой промышленности и Наркомат легкой промышленности.
Это, конечно, серьезный минус в работе упомянутых наркоматов. Для наркомата выполнить план — это значит выполнить его по всем без исключения видам продукции, а не только по тем, которые легче даются.
Есть и такие наркоматы, которые не только не выполнили плана 1940 года, но в сравнении с 1939 годом даже несколько уменьшили выпуск валовой продукции. К их числу относятся Наркомат рыбной промышленности, Наркомат промышленности стройматериалов, Наркомат лесной промышленности.
Надо прямо сказать, что эти наркоматы работали хуже других наркоматов.
Серьезным недостатком в работе ряда отраслей промышленности является несвоевременный ввод в действие новых производственных мощностей.
В ряде отраслей промышленности из — за допущенных перерасходов сырья, материалов, топлива, электроэнергии, больших потерь от брака и других бесхозяйственных расходов не выполнен план по снижению себестоимости промышленной продукции. Особенно плохо обстоит дело с выполнением плана снижения себестоимости в нефтяной, лесной, бумажной промышленности и промышленности стройматериалов.
Электростанции, роль которых исключительно важна, добились улучшения своей работы в 1940 году, но на электростанциях и особенно в электросетях имеет место все еще большое количество аварий вследствие расхлябанности технического персонала и несоблюдения правил технической эксплуатации. Новая техника в электрохозяйстве: переход на высокое давление и высокую температуру пара, автоматизация управления агрегатами, применение современной, быстродействующей электрозащиты — внедряется медленно и в недостаточных размерах.
В работе железнодорожного транспорта крупным недостатком является невыполнение по ряду железных дорог плана перевозок важнейших грузов, плана по обороту вагонов грузового парка и плана среднесуточной погрузки. На железных дорогах большое число грузовых поездов следовало не по расписанию, не организовано как следует пассажирское движение и не ликвидировано опоздание поездов.
По-морскому и речному транспорту не выполняются планы перевозок, особенно по таким важным видам продукции, как руда, нефть, хлеб, соль, лес, уголь, цемент. Большие простои тоннажа и подвижного состава, задержка грузов в пунктах перевалки имеют место из-за того, что в работе железнодорожных станций, портов и пристаней нет еще необходимой увязки.
Таковы успехи и недостатки в работе промышленности и транспорта.