18-февраля на утренней заседании XVIII Всесоюзной конференции ВКП(б) под председательством тов. А. А. Андреева продолжались прения по докладу тов. Г. М. Маленкова «О задачах партийных организаций в области промышленности и транспорта».
Директор Кировского завода (Ленинград) тов. IИ. М. Зальцман посвящает свое выступление одной из важнейших проблем социалистической промышленности—выращиванию и воспитанию кадров командиров производства.
Партийное н хозяйственное руководство завода настойчиво п систематически работает над воспитанием этих кадров, над развитием их инициативы, самостоятельности, чувства ответственности.
Секретарь Хабаровского краевого комитета ВКП(б) тов. Г. А. Борков говорит, что дальневосточники повседневно чувствуют внимание и заботу партии и правительства, лично товарища Сталина. Это вселяет в них непоколебимую уверенность в том, что они успешно справятся с поставленными перед ними задачами и превратят Дальний Восток поистине в неприступную твердыню социализма.
Анализ работы крупнейшего предприятия транспортного машиностроения—Коломенского завода имени Б. В. Куйбышева —дает в своем выступлении секретарь Коломенского городского комитета ВКП(б) Московской области тов. М. И. Малахов. Тов. Малахов подвергает критике работу паровозного управления НКИС и Наркомата тяжелого машиностроения.
На трибуне секретарь ЦК партия Эстонии тов. К.Я. Сярэ.
—Буржуазия Эстонии за 20 лет своей власти довела всю промышленность, буквально, до развала, —говорит он. Такие крупные текстильные предприятия, как киренгольмская мануфактура. Балтийская бумагопрядильная фабрика работали на 25—30 проц. своей производственной мощности. Русско-Балтийский судостроительный завод был разрушен, а судоремонтный завод бывший Пеккер —закрыт. Из четырех спичечных фабрик работала лишь одна, а остальные бездействовали, так как это было выгодно шведскому спичечному тресту. За 20 лет не произошло никаких улучшений и на железнодорожном транспорте.
За два десятилетия буржуазия Эстонии приобрела только 20 паровозов. Возраст большинства паровозов — 25—35 лет, на некоторых участках железнодорожного полотна лежат рельсы с 1878 года.
С установлением советской власти за истекшие полгода проделана уже большая работа по восстановлению и развитию промышленности и железнодорожного транспорта. В республике уже в основном ликвидирована безработица, предприятия стали работать с полной нагрузкой, развернулось социалистическое соревнование и ударничество. Но предстоит еще более значительная работа по реконструкции и капитальному строительству в промышленности и на транспорте. Большевистская борьба за осуществление решений XVIII партконференции обогатит большим опытом молодой отряд ВКП(б) — коммунистическую партию большевиков Эстонии.
Секретарь ЦК КП(б) Белоруссии тов. К. П. Пономаренко отметил, что многие райкомы партии республики занимаются исключительно вопросами сельского хозяйства. Между тем, в любом таком районе имеются десятки мелких и средних предприятий, на продукции которых основана в известной мере работа и крупных предприятий.
В республике добыча торфа с каждым годом возрастает. Сейчас в Белоруссии строятся несколько торфобиркетных заводов. Дешевый фрезерный торф, превращенный в биркет, становится высоко калорийным и малообъёмным топливом.
Секретарь ЦК КП(б) Казахстана тов. Н. А. Скворцов подробно освещает недостатки в работе промышленности и транспорта и указывает, что причиной их является слабость руководства парторганизаций и Наркоматов предприятиями. Тов. Скворцов резко критикует Наркомат цветной металлургии за его недостатки в руководстве предприятиями.
Секретарь Ростовского обкома ВКП(б) тов. Б. А. Двинский поднимает вопрос об упорядочении снабжения предприятий материалами.
В своей речи секретарь Татарского обкома ВКП(б) тов. А. М. Алемасов поставил вопросы работы промышленных наркоматов автономных республик.
Секретарь ЦК КП(б) Карело-Финской ССР тов. Г. Н. Куприянов привел в своем выступлении цифры, свидетельствующие об успехах промышленности новой союзной республики.
После выступления тов. Куприянова конференция единогласно приняла за основу тезисы по докладу тов. Г. М. Маленкова. Для рассмотрения поправок и дополнений, а также для выработки окончательного текста резолюции по докладу избрана комиссия под председательством тов. Маленкова.
В состав комиссии избраны тт. Сталин. Молотов, Ворошилов, Калинин, Каганович, Андреев, Жданов, Микоян, Хрущев, Берия, Шверник, Щербаков, Вознесенский, Багиров, Калнберзин, Куприянов, Сярэ, Снечкус, Бородин и др. всего 45 человек.