Четверг
28
Марта
×

К учительскому совещанию

№3, 5 января 1941

Послезавтра открывается учительское районное совеща­ние, на котором будут заслу­шаны и обсуждены три вопроса: о коммунистическом воспи­тании масс; о воспитании сознательной дисциплины в школе и о привитии уча­щимся практических навыков в связи с изучением программного материала.

Наши школы из года в год добиваются новых успехов, обе­спечивая достаточную подготов­ку учащихся к поступлению в техникумы и вузы. Качество преподавания улучшается. Боль­шинство учителей, не успокаи­ваясь имеющимися знаниями, продолжает учиться, повышать подготовку, чтобы стать под­линными мастерами педагогиче­ского труда.

Однако школы района имеют и массу недостатков. Много луч­шего желает дисциплина, привитие учащимся чувства ответ­ственности за качество учебы, за свое поведение. Вот из замаринской школы сообщают, что там даже в школе ученики поют непристойные песни, не только не слушают преподавателей, но даже грубят, оскорбляют их. Есть в этой школе комсомоль­ская и пионерская организации. Но они абсолютно ничего не делают, не борются за наведе­ние порядка в школе, за каче­ство учебы. Вместе с тем в рай­оне есть и такие школы, как например, сашкинская, где вы­пускают недоучек, так как сов­сем не ведется преподавание от­дельных предметов из-за отсут­ствия учителей. В скороваровской начальной школе учитель­ница Савельева учит плохо и не учится сама. У нее по двум классам из 32 учащихся, не ус­певают 26.

Особенно вызывает тревогу отсутствие надлежащей работы во привитию учащимся практи­ческих навыков в связи с изу­чением программного материала.

В. И. Ленин на третьем съезде комсомола говорил:

«Без работы, без борьбы книжное знание коммунизма из коммунистических брошюр и произведений ровно ничего не стоит, так как оно продолжало бы старый разрыв между теорией и практикой, тот старый раз­рыв, который составлял са­мую отвратительную черту старого буржуазного обще­ства».

Школа должна давать уча­щимся хотя бы некоторую под­готовку к будущей практичес­кой работе. Задачи подготовки, учащихся к труду и обороне должны разрешаться в процессе обучения привитием навыков применять полученные знания в решения жизненно-практиче­ских вопросов, ибо, как гово­рил товарищ Сталин: «Наука, порвавшая связи с практикой, с жизнью, —какая же это наука?»

Некоторым, хорошо занима­ющимся ученикам седьмого класса алексинской неполной средней школы сказали:

  • узнайте, сколько в классе приходится воздуха на каждого учащегося;
  • составьте смету на оборудова­ние класса из расчета в 1000 рублей;
  • напишите заявление о при­еме в техникум;
  • подсчитайте на счетах.

И что же оказалось — ник­то этой простой задачи решить не мог.

Учащиеся старших классов сашкинской средней школы, как пишет тов. Храконов, не могут вычислить площадь при­усадебного участка, живя в де­ревне, не знают как запрячь лошадь, не принимают учас­тия в колхозных работах.

Выходит, что во многих школах района преподавание общеобразовательных предметов не связано с задачей практи­ческой подготовки, учащихся к разрешению жизненных вопро­сов. Это происходит и потому, что в большинстве школ рай­она слабо поставлена внеклас­сная работа, они не связаны с предприятиями и колхозами. Вместе с тем к подготовке учащихся к практической деятель­ности, к привитию им трудовых навыков не приковано внимание общественности и ро­дителей.

Нашей стране, борющейся за решение задачи—догнать и перегнать капиталистические страны и в экономическом от­ношении нужны грамотные кадры, как для промышленности, так и для сельского хозяйства.

В решении этой задачи, поставленной XVIII съездом ВКП (б) большую роль должны сыграть школы еще большим улучшением учебно-воспитательной работы, укреплением сознатель­ной дисциплины привитием, учащимся практических навыков в связи с изучением прог­раммного материала.

В решении стоящих перед школой задач и должно оказать помощь учительское совещание.