Послезавтра открывается учительское районное совещание, на котором будут заслушаны и обсуждены три вопроса: о коммунистическом воспитании масс; о воспитании сознательной дисциплины в школе и о привитии учащимся практических навыков в связи с изучением программного материала.
Наши школы из года в год добиваются новых успехов, обеспечивая достаточную подготовку учащихся к поступлению в техникумы и вузы. Качество преподавания улучшается. Большинство учителей, не успокаиваясь имеющимися знаниями, продолжает учиться, повышать подготовку, чтобы стать подлинными мастерами педагогического труда.
Однако школы района имеют и массу недостатков. Много лучшего желает дисциплина, привитие учащимся чувства ответственности за качество учебы, за свое поведение. Вот из замаринской школы сообщают, что там даже в школе ученики поют непристойные песни, не только не слушают преподавателей, но даже грубят, оскорбляют их. Есть в этой школе комсомольская и пионерская организации. Но они абсолютно ничего не делают, не борются за наведение порядка в школе, за качество учебы. Вместе с тем в районе есть и такие школы, как например, сашкинская, где выпускают недоучек, так как совсем не ведется преподавание отдельных предметов из-за отсутствия учителей. В скороваровской начальной школе учительница Савельева учит плохо и не учится сама. У нее по двум классам из 32 учащихся, не успевают 26.
Особенно вызывает тревогу отсутствие надлежащей работы во привитию учащимся практических навыков в связи с изучением программного материала.
В. И. Ленин на третьем съезде комсомола говорил:
«Без работы, без борьбы книжное знание коммунизма из коммунистических брошюр и произведений ровно ничего не стоит, так как оно продолжало бы старый разрыв между теорией и практикой, тот старый разрыв, который составлял самую отвратительную черту старого буржуазного общества».
Школа должна давать учащимся хотя бы некоторую подготовку к будущей практической работе. Задачи подготовки, учащихся к труду и обороне должны разрешаться в процессе обучения привитием навыков применять полученные знания в решения жизненно-практических вопросов, ибо, как говорил товарищ Сталин: «Наука, порвавшая связи с практикой, с жизнью, —какая же это наука?»
Некоторым, хорошо занимающимся ученикам седьмого класса алексинской неполной средней школы сказали:
И что же оказалось — никто этой простой задачи решить не мог.
Учащиеся старших классов сашкинской средней школы, как пишет тов. Храконов, не могут вычислить площадь приусадебного участка, живя в деревне, не знают как запрячь лошадь, не принимают участия в колхозных работах.
Выходит, что во многих школах района преподавание общеобразовательных предметов не связано с задачей практической подготовки, учащихся к разрешению жизненных вопросов. Это происходит и потому, что в большинстве школ района слабо поставлена внеклассная работа, они не связаны с предприятиями и колхозами. Вместе с тем к подготовке учащихся к практической деятельности, к привитию им трудовых навыков не приковано внимание общественности и родителей.
Нашей стране, борющейся за решение задачи—догнать и перегнать капиталистические страны и в экономическом отношении нужны грамотные кадры, как для промышленности, так и для сельского хозяйства.
В решении этой задачи, поставленной XVIII съездом ВКП (б) большую роль должны сыграть школы еще большим улучшением учебно-воспитательной работы, укреплением сознательной дисциплины привитием, учащимся практических навыков в связи с изучением программного материала.
В решении стоящих перед школой задач и должно оказать помощь учительское совещание.