Однажды колхозник Е. Горохов сказал мне:
—Моя дочь учится уже в девятом классе сашкинской средней школы, а не может вычислить площадь нашей усадьбы.
Меня это заинтересовало. И я решил узнать, а может ли произвести такое вычисление моя дочь, тоже ученица девятого класса.
—Лена, —говорю ей, —высчитай сколько сотых гектара в нашей усадьбе.
Она взяла лист бумаги, карандаш. К ней подсела вторая моя дочь, ученица (5 класса, и вдвоем они начали решать заданную мною задачу. Долго писали, делали разные формулы, заглядывали в учебники, но так и не могли узнать какова площадь нашей усадьбы. Между тем, подобные вычисления произведет любой, даже малограмотный колхозник.
Летом ученики девятого и восьмого классов, это значит парни 15—16-летнего возраста К. Монахов и М. Матюхин попросили в колхозе лошадь. Им разрешили. Более 30 минут они кружились около лошади, не зная, как запрячь, и, в конце концов, надели хомут неправильно— назад клещами. Пришлось, конечно, остановить, и лошадь перепрячь.
Мне, кажется, что пора бы РОНО от разговоров перейти к делу, обязав учителей давать ученикам хотя бы небольшую подготовку к будущей практической работе. Надо сделать так, чтобы знания, полученные в школе, ученики могли применять в разрешении жизненных вопросов.
Учащиеся, особенно старших классов, могли бы оказать колхозам большую помощь личным участием в работах, хотя бы в период летних каникул, это привило бы им трудовые навыки. Ведь, наша молодежь должна быть физически сильной, здоровой. К сожалению, мало ученики занимаются трудом. Вот у нас из 50 учащихся средней школы 35 человек совсем в колхозных работах не принимают участия, а 15 имеют лишь до десяти трудодней.
Каждая школа имеет пришкольный участок в 2—3 гектара земли, до сего времени почему-то эти участки используются директорами школ, как луг для своих личных коров, а следовало бы здесь организовать опытные участки, на которых учащиеся получали бы с помощью агрономов навыки и правила обработки почвы, а также, некоторые практические знания по биологии.
Было бы весьма полезно организовать в сельских школах кружки по изучению автомашин, тракторов, сельскохозяйственных машин, чтобы после окончания учебы молодежь быстрее освоила бы всё растущую механизацию сельского хозяйства.
И. Храпонов
Председатель колхоза «Новая жизнь», Жиливского сельсовета