Итоги 1940 года
Товарищи! 1940 год в жизни Советского Союза был годом нового социалистического подъема и дальнейшего движения вперед. Ни экономический кризис в капиталистических странах, ни империалистическая война не остановили и не могли остановить развитие нашего народного хозяйства.
Советская экономика не подвержена влиянию лихорадки, которую переживает капиталистическое хозяйство каждый раз, особенно под ударами кризисов и войн. Тем не менее, уроки современной империалистической войны имеют некоторое значение и для нас.
Современная империалистическая война, если рассматривать се с технико-экономической стороны, является войной моторов. Моторы в воздухе, моторы на земле. Соотношение сил между двумя группами воюющих капиталистических стран в значительной степени меняется в зависимости от производства моторов. Мотор требует высокой техники, много нефти и цветных металлов. Вся промышленность капиталистических стран, в том числе Соединенных Штатов Америки, перестраивается в этом направлении.
Современная империалистическая война является также в значительной степени войной резервов. Длительность войны, ее разрушительный характер, развал международного буржуазного разделения труда — все это требует огромных сырьевых, топливных, металлических и производственных резервов для воюющей империалистической страны.
Советский Союз не может не учитывать этих технико-экономических, как и других особенностей современной войны и принимает меры к тому, чтобы вооружать свое народное хозяйство передовой техникой и вообще держать страну в состоянии должной готовности.
Приведу самые общие показатели роста уровня производства Союза Советских Социалистических Республик и Соединенных Штатов Америки за последние годы. Если уровень 1929 года принять за 100, то динамика производства за последние три года выглядит следующим образом:
Соединенные Штаты Америки
1929 год — 100 проц.
1938 год — 80 проц.
1939 год — 98 проц.
1940 год — 111 проц.
Союз Советских Социалистических Республик
1929 год — 100 проц.
1938 год — 415 проц.
1939 год — 482 проц.
1940 год — 534 проц.
Только в 1940 году на основе военной мобилизации промышленности Соединенные Штаты Америки увеличили свое производство по сравнению с 1929 годом всего на 11 проц. В то же время Советский Союз за это время увеличил свое социалистическое производство в 5,3 раз.
Таковы закономерности капиталистического и социалистического воспроизводства. При этом в экономическом отношении, то есть в производстве на душу населения, мы, как известно, еще отстаем от Соединенных Штатов Америки, причем по стали, углю, по электроэнергии мы отстаем в три — четыре раза. Ликвидировать это отставание, то есть решить главную экономическую задачу СССР, нам еще предстоит.
Народное хозяйство СССР развивается планомерно по законам расширенного социалистического воспроизводства, что означает, прежде всего, неуклонный рост производства во всех отраслях народного хозяйства. Продукция промышленности СССР выросла за три года третьей пятилетки с 5,5 миллиарда рублей в 1937 году до 137,5 миллиарда рублей в 1940 году, или на 44 проц., в том числе продукция машиностроения выросла на 76 проц.
В отношении выпуска оборонной продукции правительство исходило из простой истины: если хочешь, чтобы никакие «случайности» не застали наш народ врасплох, — порох держи сухим и не жалей средств на производство самолетов, танков, вооружения, военных кораблей и снарядов.
Производство средств производства в промышленности в 1940 году выросло на 13,8 проц. против 1939 года и на 52 проц. против 1937 года. Производство средств потребления выросло в 1940 году на 7 проц. против 1939 года и на 33 проц. против 1937 года. Рост производства сопровождался в Советском Союзе перестройкой промышленности, особенно машиностроения, для выпуска самой передовой современной техники, необходимой народному хозяйству и для обороны страны.
Тем не менее, задание третьей пятилетки по темпам роста промышленной продукции немного недовыполненно. Вместо 14 проц, по пятилетнему плану, фактические среднегодовые темпы роста продукции за истекшие три года составили около 13 проц. Это недовыполнение задания по темпам роста производства связано прежде всего с отставанием черной металлургии в начале третьей пятилетки от установленного плана.
Железнодорожные перевозки за 1940 год выросли с 392 миллиардов тонно- километров в 1939 году до 409 миллиардов тонно-километров в 1940 году. Речные перевозни увеличились до 36 миллиардов тонно-километров против 34,6 миллиарда тонно-километров в 1939 году. Однако в работе железнодорожного транспорта имеют место серьезные дефекты: продолжаются нерациональные перевозки, загружающие транспорт, не ликвидированы узкие места в пропускной способности ряда узлов и направлений.
Выросла валовая продукция зерна, сахарной, свеклы, подсолнечника, картофеля и овощей. Продукция зерновых культур по СССР в 1940 году составила около 7,3 миллиарда пудов.
Выросло в 1940 году поголовье скота в колхозах: крупного рогатого скота -на 12 проц., свиней — на 15 проц., овец — на 25 проц. и коз — на 34 проц. Общественное колхозное животноводство уверенно повышает свою долю во всем поголовье скота в стране.
Расширенное социалистическое производство означает затем неуклонный рост социалистического накопления, что прежде всего видно из уровня капитальных вложений.
Объём капитальных вложений в народное хозяйство СССР составил в 1940 году почти 38 миллиардов рублей (в том числе около 6 миллиардов рублей по нецентрализованным капитальным вложениям).
За три года третьей пятилетки объем капитальных сложений в народное хозяйство СССР составил 108 миллиардов рублей (в том числе 17,5 миллиарда рублей по нецентрализованным капитальным вложениям).
За три года третьей пятилетки вступило в строй в государственной промышленности (не считая районной промышленности местного значения) до 2 900 фабрик, заводов, шахт, электростанций и других предприятий. Напомню, что за всю первую пятилетку в СССР было введено в действие всего 1 500 промышленных предприятий.
В результате ввода в действие новых предприятий за три года третьей пятилетки введены в действие 51 миллион тонн мощности по добыче угля на новых шахтах, около 2 400 тысяч киловатт мощностей на электростанциях, доменных печей по выплавке чугуна мощностью в 2 900 тысяч тонн, около 1 миллиона хлопкопрядильных веретен и другие производственные мощности.
Однако план капитальных работ и ввода в действие новых мощностей все же недовыполнен.
Расширенное социалистическое воспроизводство в СССР означает далее неуклонный роет материального уровня трудящихся, рост их потребления.
Абсолютный прирост народного дохода за три года третьей пятилетки составил в неизменных ценах 29,5 миллиарда рублей, увеличившись с 96 миллиардов в 1937 году до 125,5 миллиарда в 1940 году.
Фонды заработной платы в народном хозяйстве СССР выросли по отраслям хозяйства, предусмотренным в третьей пятилетке, с 82,2 миллиарда рублей в 1937 году до 123,7 миллиарда рублей в 1940 году, то есть в полтора раза.
Денежные доходы колхозов возросли с 14,2 миллиарда рублей в 1937 году до 18,3 миллиарда рублей в 1939 году. Предварительные данные за 1940 год показывают дальнейший значительный рост денежных и натуральных доходов колхозов по сравнению с 1939 годом.
Розничный товарооборот в государственной и кооперативной торговле вырос со 125,9 миллиарда рублей в 1937 году до 174,5 миллиарда рублей в 1940 году.
Таким образом, несмотря на военные действия, имевшие место на границах Советского Союза в 1939 году и начале 1940 года, народное хозяйство СССР в истекшем году сделало значительный шаг вперед в деле осуществления третьего пятилетнего плана, уверенно набирая темпы роста из месяца в месяц.
Из итогов 1940 года необходимо особенно отметить начало серьезного роста выплавки металла и добычи топлива.
В конце 1940 года среднесуточное производство чугуна выросло до 46 — 47 тысяч тонн против 40 тысяч тонн в конце 1937 года.
Выплавка стали увеличилась до 58 — 59 тысяч тонн против 50 — 51 тысячи тонн в конце 1937 года.
Суточная добыча угля по Наркомату угольной промышленности поднялась ь концу 1940 года до 467 тысяч топи против 370 тысяч тонн в конце 1937 года.
Среднесуточная добыча нефти и газа в конце 1940 года поднялась до 97 — 98 тысяч тонн против 84 — 86 тысяч тонн в конце 1937 года.
Несмотря на этот рост, нельзя признать достаточным начавшийся подъем в металлургии и топливной промышленности. Увеличение производства металла отстает от заданий третьего пятилетнего плана и еще не обеспечивает растущих потребностей народного хозяйства СССР. Не устранено еще отставание нефтяной промышленности от заданий третьей пятилетки.
Из итогов 1940 года необходимо также отметить поднятие трудовой дисциплины и увеличение рабочего времени, затрачиваемого рабочими и служащими на производство. Улучшение работы промышленности и транспорта во второй половине 1940 года в значительной мере обязано укреплению трудовой дисциплины и увеличению рабочего времени. Прежде всего это сказалось в таких отраслях добывающей промышленности, как в рудной и угольной, что в свою очередь обеспечило производственный тыл для подъема металлургии и других отраслей народного хозяйства.
Однако далеко не все предприятия и наркоматы использовали возможности роста производства, которые созданы Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 26 июня 1940 года. К числу этих наркоматов прежде всего относятся Наркомат лесной промышленности и Наркомат промышленности строительных материалов. Предприятия этих промышленных наркоматов, хотя несколько и улучшили свою работу во второй половине года, все же за 1940 год значительно недовыполнили план. Наркомы лесной промышленности и строительных материалов должны из этого факта сделать серьезные выводы.
В 1940 году подготовлены предпосылки для ускорения темпов развития промышленности и всего народного хозяйства СССР по сравнению с первыми годами третьей пятилетки. К этим предпосылкам прежде всего относятся:
а) начавшийся подъем в металлургии и топливной промышленности, создающий прочную базу для роста всего народного хозяйства;
б) увеличение рабочего времени примерно на 15 проц. по сравнению с первыми годами третьей пятилетки и решительное укрепление трудовой дисциплины.
Самой жизненной и решающей предпосылкой дальнейшего подъема является внимание партийных организаций в сторону максимальной заботы о нуждах и интересах промышленности и транспорта.
Таковы основные хозяйственные итоги 1940 года.
II. Хозяйственный план 1941 года
Задачи народнохозяйственного плана 1941 года вытекают из решений XVIII съезда ВКП(б) о третьем пятилетием плане развития народного хозяйства. Государственный план 1941 года, принятый Центральным Комитетом ВКП(б) и Советом Народных Комиссаров Союза ССР, исходит из следующих основных задач;
Во-первых, закрепить самостоятельность и независимость нашего народного хозяйства от капиталистического окружения, не быть зависимыми от капиталистического хозяйства, особенно в металлургии и машиностроении.
Обеспечение Независимости народного хозяйства CCCP от капиталистического окружения является формой нашей борьбы с капитализмом. Империалистическая война, закрывшая рынок в большинстве капиталистических стран, подчеркнула эту задачу. В плане 1941 года она решается путем форсированного роста производства специальных видов машин, редких металлов, а также программой строительства новых предприятий, особенно в области машиностроения и металлургии.
Во-вторых, план 1941 года исходит из задач всемерного развития социалистического производства во всех отраслях народного хозяйства, что означает новый шаг вперед в деле завершения строительства бесклассового социалистического общества в СССР.
В плане 1941 года эта задача решается быстрыми темпами подъема социалистической промышленности, особенно ее ведущих отраслей, а также транспорта и сельского хозяйства.
В-третьих, план 1941 года исходит из задачи не допустить диспропорций в народном хозяйстве, а возможность прорыва перекрыть увеличением и созданием новых государственных резервов.
Известно, что пропорции в народном хозяйстве СССР меняются в зависимости от задач, которые партия и правительство ставят перед народным хозяйством. Применительно к плану 1941 года задача не допустить в народном хозяйстве диспропорции означает дать более высокие темпы роста металлургии и машиностроению, а, следовательно, всей группе, производящей средства производства. Особенно необходим дальнейший рост производства чугуна, стали, цветных металлов, угля, нефти и максимальное развитие всех видов машиностроения.
Принятый Центральным Комитетом ВКП(б) и Советом Народных Комиссаров СССР государственный план развития народного хозяйства Союза ССР на 1941 год предусматривает следующие основные хозяйственные задачи:
— довести выпуск валовой продукции промышленности СССР до 162 миллиардов рублей с ростом против уровня 1940’года на 17 — 18 проц.;
— увеличить производство чугуна до 18 миллионов тонн, выплавку стали — до 22,4 миллиона тонн и производство проката — до 15,8 миллиона тонн:
— обеспечить добычу угля в размере 191 миллиона тонн, нефти с газом — 38 миллионов тонн и торфа — 39 миллионов тонн;
— обеспечить рост продукции машиностроения против 1940 года на 26 проц.;
— обеспечить прирост мощностей электростанций на 1 миллион 750 тысяч киловатт:
— увеличить мощность хлопчатобумажной промышленности на 850 тысяч прядильных веретен;
— увеличить валовую продукцию зерновых культур на 8 проц.;
— обеспечить среднесуточную погрузку на железных дорогах и размере 103 тысяч вагонов;
— увеличить, розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли до 197 миллиардов рублей;
— увеличить производительность труда в промышленности и строительстве иа 12 проц.:
— снизить себестоимость промышленной продукции на 3,7 проц. и обеспечить за этот счет дополнительные накопления в промышленности в размере 7,3 миллиарда рублей;
— выполнить программу капитальных вложений в размере 57 миллиардов рублей (в том числе 9 миллиардов рублей по нецентрализованным капиталовложениям);
— обеспечить дальнейшее увеличение материальных и финансовых государственных резервов.
Таковы основные показатели государственного плана 1941 года.
По отдельным отраслям народного хозяйства план предусматривает следующие задачи:
Промышленность
Рост производства средств производства и предметов потребления в промышленности СССР виден из следующих данных (в миллиардах рублей):
Производство средств производства увеличивается с 83,9 до 103,6. или на 23,5 проц.
Производство предметов потребления увеличивается с 53,6 до 58,4, или на 9 проц.
Таким образом, рост производства предметов потребления сопровождается еще более быстрым ростом производства средств производства.
В этом опережающем росте средств производства виден прогрессивный характер социалистического общества, двигающего вперед свои производительные силы. Рост отдельных видов продукции в 1941 году по отношению к уровню 1941 года составит:
Уголь — 116 прок.;
Нефть — 111 проц.;
Электроэнергия — 114 проц.;
Чугун — 121 проц.;
Сталь — 122 проц.;
Качественный прокат — 123 проц.;
Алюминий — 166 проц.;
Медь — 131 проц.;
Никель — 199 проц.;
Молибден — 428 проц.;
Паровозы — 142 проц.;
Товарные вагоны — 194 проц.,
Станки — 128 проц.;
Цемент — 138 проц.;
Вывозка древесины — 136 проц.;
Бумага — 124 проц.;
Хлопчатобумажные ткани – 111 проц.;
Обувь кожаная — 111 проц.;
Сахар-песок — 127 проц.;
Консервы — 124 проц.
План 1941 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1940 года требует решительного улучшения качества продукции. Во всех отраслях промышленности стоят новые качественные задачи по выпуску более производительных машин, различных высококачественных сортов металла, новой передовой техники.
Черной металлургии предстоит увеличить против уровня 1940 года выпуск специальных легированных сталей на 100 проц., производство специального листа — на 85 проц. и быстрорежущей стали — на 125 проц.
Цветная металлургия должна обеспечить высокое качество цветных и редких металлов, не уступающее стандартам передовых и техническом отношении капиталистических стран.
Это необходимо напомнить тем более, что Наркомат цветной металлургии еще не извлек всех уроков из известного решения Центрального Комитета ВКП(б) в отношении качества продукции предприятий этого наркомата.
Машиностроению предстоит обеспечить массовое производство новой техники, высокопроизводительных станков, прессов. В частности, производство станков-автоматов и полуавтоматов увеличивается на 76 проц.
Промышленность СССР имеет возможность не только выполнить, но и перевыполнить план 1941 года. Уровень производства, достигнутый в IV квартале 1940 года, создает прочную базу для выполнения и перевыполнения программы 1941 года. В качестве примера приведу задание по выплавке чугуна и по выпуску товарных вагонов.
Среднесуточная выплавка чугуна в IV квартале 1940 года уже достигла почти 95 проц. среднесуточной выплавки, предусмотренной планом 1941 года. Таким образом, против уровня IV квартала 1940 года металлургам для выполнения годового плана надо поднять выплавку примерно на 6 проц. Ясно, что этот план не только выполним, но может быть и перевыполнен.
Или возьмите производство товарных вагонов. Среднесуточный фактический выпуск вагонов в IV квартале 1940 года уже составил 90 проц. от предусмотренного планом среднесуточного выпуска вагонов в 1941 году. Следовательно, вагоностроителям для выполнения плана 1941 года необходимо по сравнению с IV кварталом 1940 года поднять выпуск вагонов примерно на 12 проц. Ясно, что и здесь план не только выполним, но может быть и перевыполнен.
Необходимо лишь мобилизовать в промышленности неиспользованные возможности и резервы.
Bo-первых, к таким возможностям и резервам относится полное использование наличного оборудования
Итоги переписи станков и прессов, о которой уже частично говорил тов. Маленков, свидетельствуют об огромном росте парка металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования в промышленности СССР и больших возможностях нашего машиностроения.
Перепись металлообрабатывающего оборудования проводилась в 1932 году и теперь в 1940 году. За это время общее количество металлорежущих станков, имеющихся в промышленности СССР, увеличилось в 3,5 раза и кузнечно-прессового оборудования в 3 раза. Этот рост означает величайший итог второй и третьей пятилеток социалистического строительства в развитии промышленности и особенно машиностроения.
Однако те же итоги переписи показывают, что металлорежущие станки и кузнечно-прессовое оборудование у нас используются крайне неудовлетворительно. Перепись выявила на предприятиях и стройках не установленных на 1 ноября 1940 года около 46 тысяч станков и 8 тысяч единиц кузнечно-прессового оборудования.
Кроме того, 70 тысяч станков и 15 тысяч единиц кузнечно-прессового оборудования в день переписи 1 ноября 1940 года не работали. Станки и пресса простаивали как из-за ремонта, так и по разным внутризаводским причинам: несвоевременная доставка инструмента, материалов, фабрикатов, недостаток рабочих.
Если из общего числа не установленных и не работавших металлорежущих станков исключить находившиеся в монтаже и в ремонте, а также станки, которые предприятиями считаются негодными, то и в этом случае оставалось свыше 30 тысяч неустановленных, а из числа установленных 38 тысяч неработавших станков, что в общей сложности составляет 68 тысяч. Насколько значителен этот резерв советского машиностроения, видно из того, что США выпускали в лучший для них 1929 год около 65 тысяч станков.
Во-вторых, к возможностям и резервам роста промышленности необходимо отнести повышение техники производства, применение более совершенных машин и внедрение передовой технологии. Разрешите привести несколько примеров на эту тему.
Первый пример-автоматизация технологического процесса в литейном деле. Сущность процесса заключается в следующем. Обычно изделие формуется в земляных формах, в опоках. При автоматизации литейного дела, как это, например, имеет место на Климовском машиностроительном заводе, формовка изделия в земляные формы не производится. Вместо этого осуществляется заливка металла в постоянные металлические формы, установленные на специальной литейной машине карусельного тина, состоящей из 12 секций. Эта машина позволяет производить отливку изделия непрерывно и давать в день при двухсменной работе 10 тысяч отливок, или 3 миллиона в год.
Непрерывная отливка в постоянные формы на машине карусельного типа, в сочетании с механизацией других операций и применением высокопроизводительных автоматов для механической обработки изделия после отливки, позволит сократить производственные площади, занятые литьем, в 6 раз, сократить количество рабочих среднего разряда более чем в 2,5 раза, снизить брак литья вдвое, сократить количество металлорежущего и вспомогательного оборудования в четыре раза, снизить себестоимость изделия вдвое и при этом получить чугунное литье по качеству, почти не уступающее бессемеровской стали.
Этот метод получения литья в постоянных формах необходимо широко распространить в машиностроении. Автоматизация производства создает возможность резкого увеличения литья на существующих производственных площадях и снижения себестоимости изделий.
Второй пример — замена ковки деталей штамповкой. Сущность этой замены заключается в следующем. При ковке деталь обжимается между двумя плоскими бойками молота или пресса и постепенными ударами при непосредствен-ном участии кузнеца принимает грубую форму с последующей довольно значительной механической обработкой на станке. При штамповке нагретый металл ударами мощного молота (пресса) загоняется в фасонную полость штампа (форму) с последующей незначительной обработкой на станке для обрезки излишка. В результате уменьшаются припуска на механическую обработку, в ряде случаев получается совершенно чистая поверхность, сокращается время на обработку и расход металла на изделие. Приведу пример с производством детали № 24 на Молотовском машиностроительном заводе:
Время изготовления детали:
При ковке – 100 минут, при штамповке – 7 минут.
Отходы и стружка в проц. к чистому весу детали:
При ковке – 120-130, при штамповке – 40-50.
Необходимо отметить, что штамповка потребует, конечно, более мощного и точного оборудования и изготовления штампов. Штамповка может быть применена на всех машиностроительных заводах с серийным и массовым производством.
Третий пример — автоматическая сварка голым электродом по методу Института электросварки Украинской Академии наук. Сущность метода заключается в следующем. Процесс сварки голым электродом производится под толстым слоем флюса. Под защитой этого слоя происходит концентрированный нагрев металла и более быстрое его плавление. Будучи защищен слоем флюса, расплавленный металл, а, следовательно, и сварной шов, не содержит вредных примесей и приобретает повышенные механические свойства. За счет более быстрого процесса нагревания металла, автоматической подачи флюса и электрода, автоматического перемещения сваривающего механизма создается огромная эффективность. Производительность труда возрастает в 5-10 раз, сокращаются затраты труда и материалов.
Широкое применение метода автоматической сварки возможно и необходимо на многих заводах машиностроения, в судостроении и строительстве.
Четвертый пример — станки с приборами автоматического контроля. Сущность этого контроля заключается в следующем. Контрольные операции над изготовляемой деталью, применяемые в обычной практике, не обеспечивают необходимой точности, уменьшают производительность станка, так как контрольные операции связаны со снятием детали со станка, остановкой его и, следовательно, с потерей времени. При автоматическом контроле к станку-автомату прикрепляется прибор, позволяющий независимо от рабочего, без снятия детали и остановки станка автоматически проверять качество и готовность детали, Метод автоматического контроля обеспечивает точность в производстве и резко уменьшает брав, сокращает простои станка на 20-30 проц. и создает возможность обслуживания одним рабочим 3-4 станков вместо одного. Хотя область применения автоматического контроля очень широка, — дело это на наших заводах развито крайне слабо.
Таким образом, применение передовой техники и технологии создает большие дополнительные возможности роста производства.
В-третьих, к возможностям и резервам дальнейшего роста производства относится снижение себестоимости и многочисленных непроизводительных издержек.
Прибыльность социалистической промышленности растет из года в год. Чистая прибыль предприятий промышленных наркоматов СССР составила в 193 году 5,2 миллиарда рублей, в 1939 году — 8,5 миллиарда рублей, а в 1940 году прибыль составила уже около 14 миллиардов рублей. Известно, что капиталистический закон прибыли не господствует в советской промышленности. Политика партии в отношении развития тех или иных отраслей промышленности определяется не размерами их прибыли, а интересами победы социализма и сохранения независимости СССР от капиталистического мира, иначе у нас развивалась бы быстрее всех, например, мукомольная или водочная промышленность, как более прибыльные, а не тяжелая промышленность.
Тем не менее ликвидация убытков в промышленности и снижение себестоимости является нашей первоочередной задачей, так как это оздоровит предприятия, улучшит их оборотные средства, поможет ускорению темпов производства. Нельзя поэтому признать нормальным сохранение убытков в некоторых важнейших отраслях промышленности, например, в лесной промышленности в 1940 году, где на каждый кубометр древесины получен убыток в 11-12 рублей, и в сланцевой промышленности, где на каждую тонну добытых сланцев в 1940 году получен убыток в 33 рубля.
Возможности сокращения издержек производства и себестоимости у нас валяются буквально на каждом шагу. Возьмите размеры брака. Ряд предприятий явно не справляется с задачей выпуска доброкачественной продукции. Потери от брака на предприятиях машиностроительных наркоматов и Наркомата черной металлургии в 1940 году составили около 2 миллиардов рублей. Сокращение этого брака на половину означало бы чистый дополнительный прирост продукции в миллиард рублей.
Серьезным источником снижения издержек производства является сокращение непроизводительных административно-управленческих расходов. Эти расходы слишком велики. Численность служащих на предприятиях по отношению к рабочим слишком раздута.
В 1937 году в промышленности союзных и республиканских наркоматов в среднем на 1.000 рабочих приходилось 75 служащих, в 1939 году — 90 служащих и в 1940 году — 87 служащих. Как видите, в 1940 году количество служащих на 1 000 рабочих несколько сократилось, но все же оно значительно выше 1937 года. Мы можем и должны снизить удельный вес служащих по крайней мере до уровня 1937 года, что и предусматривается планом 1941 года. Это даст дополнительные трудовые резервы для производства и сократит непроизводительные издержки производства.
Чтобы использовать все эти и другие возможности роста промышленности, надо развить систему материального поощрения работников, хорошо и экономно выполняющих план, а для этого — до конца ликвидировать уравниловку и несправедливость в оплате труда на производстве.
Несправедливость и уравниловка сохранились на производстве между вспомогательными и основными производственными рабочими: как правило, вспомогательные рабочие имеют более льготные нормы выработки, а выполнение их контролируется недостаточно.
Несправедливость существует и в оплате труда хозяйственных руководителей и инженерно-технических работников предприятий: руководители, выполняющие план, и горе-руководители, срывающие план, оплачиваются одинаково. Ликвидация этой несправедливости, правильная практика материального поощрения работников разбудит новые возможности роста нашей промышленности.
Таковы задачи плана 1941 года в области промышленности.
Сельское хозяйство
Перехожу к вопросам сельского хозяйства. 1940 год для сельского хозяйства был годом дальнейшего укрепления колхозного строя и подъема сельского хозяйства. Наиболее важными мероприятиями партии и правительства, направленными на укрепление колхозного строя, за последний год надо считать:
Во-первых, меры по охране общественных земель колхозов от разбазаривания. Эти меры подрубили тенденцию развязывания частнособственнических отношений в деревне, о чем товарищ Сталин в свое время предупредил партию;
Во-вторых, переход к исчислению поставки продуктов полеводства и животноводства с гектара земельной площади. Это решение развязало инициативу колхозников в деле быстрого роста общественного хозяйства, особенно общественного животноводства в колхозах;
В-третьих, решение Центрального Комитета ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР по Украина о дополнительной оплате труда колхозников за повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства.
Эти решения и мероприятия являются историческими для развития и закрепления победы социализма в деревне. На их основе растет и крепнет социалистическое сельское хозяйство. Поднялось также значение и роль планирования сельского хозяйства. Показатели плана урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства приобретают теперь большую значимость в связи с дополнительной оплатой труда колхозников, перевыполняющих эти показатели. Тем самым план в сельском хозяйстве получил дополнительную огромную силу.
На 1941 год рост посевных Площадей по основным сельскохозяйственным культурам предусматривается в следующих размерах:
Все посевные площади составят 157 млн. га, или 103,9 проц. к 1940 году, в том числе:
Зерновые – 111,1 млн. га (или 100,2 проц. к 1940 году);
Технические – 12,0 млн. га (или 101,7 проц. к 1940 году);
Овоще-бахчевые и картофель – 11,4 млн. га (или 112,9 проц. к 1940 году);
Кормовые – 22,5 млн. га (или 124,8 проц. к 1940 году);
Из приведенных данных видно следующее:
Изменение структуры посевных площадей связано главным образом с переходом к правильному севообороту и со значительным расширением площадей под кормовыми культурами
Беловая продукция зерновых и технических культур по СССР также значительно растет. Валовая продукция зерна увеличилась в 1940 году на ‘i’,3 проц.; продукция сахарной свеклы выросла на-18,6 проц., подсолнечника — на 13,2 проц. и картофеля — на 35,6 проц.
Несмотря на неблагоприятные условия погоды 1939-40 года (исключительно сильные морозы, затяжная весна, засушливая погода на Востоке), размер валовой продукции зерна и технических культур в 1940 году намного выше урожая благоприятного для сельского хозяйства 1913 года и последующих лет. Продукция хлопка и льна, хотя значительно превысила в 1940 году уровень 1913 года (по хлопку в 3,4 раза, а по льну в 1,5 раза), все же отстает от плановых заданий, что требует в себе внимания органов Наркомзема в местных партийных организаций.
Планом 1941 года предусматривается дальнейший рост валовой продукции сельского хозяйства: зерновой продукции, хлоцка-сырца, льна-волокна, сахарной свеклы, картофеля и других продуктов сельского хозяйства. Валовая продукция зерновых культур, преимущественно за счет роста урожайности, должна составить в 1941 году около 7 миллиардов 900 миллионов пудов.
При этом крайне важно отметить рост зерновой продукции в юго-восточных и восточных районах СССР. В Поволжье в 1940 году получен урожай зерновых культур в количестве 937 миллионов пудов, что превышает почти на 32 проц. уровень 1913 года, считавшегося в России годом самого высокого урожая.
В общем сборе зерновых культур по СССР значительно возрос удельный вес восточных районов. Производство зерновой продукции в восточных районах Советского Союза в 1940 году, несмотря на засушливую погоду, составило 1 482 миллиона пудов и превысило уровень 1913 года на 88 проц. Таким образом, на юго-востоке и востоке нашей родины создана прочная житница народов Советского Союза.
Выросло число машин, применяемых в сельском хозяйстве Советского Союза. В 1940 году количество тракторов увеличилось до 523 тысяч против 483 тысяч в 1938 году, количество комбайнов — до 182 тысяч против 153 тысяч в 1938 году и множество других сложных и простых машин. На основе этой техники социалистического земледелия подъем производства в сельском хозяйстве стал устойчивым.
На основе мероприятий, проведенных ЦК ВКП(б) и СНК СССР о развитии общественного животноводства, установлении минимума поголовья скота в колхозах и переходе к исчислению мясопоставок с гектара земельной площади, колхозы имеют крупные успехи в деле организации животноводческих ферм, роста поголовья скота и повышения продуктивности животноводства.
За три года третьей пятилетки количество ферм продуктивного скота увеличилось в колхозах в следующих размерах:
Всего ферм увеличилось с 347 тысяч (на 1/I — 38) до 618 тысяч (на 1/I — 41), или на 78 проц., в том числе:
Крупного рогатого скота — с 132 тысяч (на 1/I — 38) до 234 тысяч (на 1/I — 41), или на 77 проц.;
Овцеводческих — с 71 тысячи (на 1/I — 38) до 216 тысяч (на 1/I — 41), или на 205 проц.;
Свиноводческих — с 77 тысяч (на 1/I — 38) до 168 тысяч (на 1/I — 41), или на 117 проц.
К началу 1941 года на 100 колхозов в среднем приходится 261 ферма, в том числе 99 ферм крупного рогатого скота, 91 овцеводческая ферма в 71 свиноводческая ферма.
Поголовье рабочего и продуктивного скота в колхозных фермах за это время выросло до следующих размеров:
Крупного рогатого скота до 20 миллионов голов;
Овец и коз – до 41,9;
Свиней – до 8,2;
Лошадей – до 14,4.
Количество крупного рогатого скота в колхозных фермах к концу 1940 года достигло уровня поголовья, которым располагала вся Германия в 1938 году. А Германия по праву считается страной развитого животноводства.
План 1941 года предусматривает в соответствии с желанием самих колхозов дальнейший рост колхозного животноводства, а именно: крупного рогатого скота на 19 проц., в том числе коров на 24 — 25 проц., овец и коз — на 23-24 проц., свиней — на 38 проц. и лошадей на 9-10 проц.
Успехи сельского хозяйства СССР велики. Однако они могут быть еще большими, если мы мобилизуем дополнительные возможности, ликвидируем недостатки и терпимость к ним со стороны органов Наркомата земледелия и Наркомата совхозов. К этим недостаткам надо отнести, по крайней мере, следующие:
Переход по примеру Украины к системе дополнительной оплаты труда колхозников, получивших более высокую, по сравнению с планом, урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животноводства, еще больше поднимет колхозное крестьянство на борьбу за дальнейший расцвет социалистического сельского хозяйства.
Таковы основные задачи плана 1941 года в области сельского хозяйства.
Транспорт
Перехожу к вопросам транспорта.
Рост продукции народного хозяйства в стране с каждым годом предъявляет дополнительные требования к железнодорожному и водному транспорту в отношении перевозок огромной массы грузов. Увеличивается потребность транспорта в техническом вооружении. Вместе с ростом грузооборота в стране повышается теме потребность в рациональной организации грузопотоков.
Современная война показывает огромное значение транспорта в жизни стран и народов. Ни одна морская держава, если она хочет быть самостоятельной, не может обойтись без высоко развитого морского флота и морских путей сообщения. Но СССР- не только морская держава. Наша страна, что еще более важно, является крупнейшей железнодорожной державой. Значение железнодорожного транспорта в СССР столь же велико, как и значение морского флота для крупной морской державы.
На протяжении истекших лет Центральный Комитет ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР проявляли особую заботу о нуждах транспорта и всемерно укрепляли его. Военные действия в конце 1939 и начале 1940 года, которые пришлось вести Красной Армии, показали, что железнодорожный транспорт, несмотря на отдельные недостатки, справился и безусловно может справляться с мобилизационными потребностями нашей Красной Армии.
В 1941 году перевозки растут в следующих размерах:
Грузооборот железнодорожного транспорта увеличивается до 431 миллиарда тонно-километров, или на 4 проц.
Грузооборот речного транспорта до 46,3 миллиарда тонно-километров, или на 28 проц.
Как видите, план 1941 года исходит из задачи значительно более быстрого роста речных перевозок с целью раз грузки железнодорожного транспорта и обеспечения водными перевозками быстро увеличивающихся массовых грузов. В связи со строительством и развитием водных путей – Днепро Бугского канала, канала Москва-Волга, реконструкцией Мариинской водной системы — речной транспорт имеет полную возможность выполнить это задание.
Крупнейшим источником увеличения перевозок грузов в необходимых народному хозяйству размерах и направлениях является ликвидация нерациональных, то есть чрезмерно дальних и встречных перевозок. Сокращение времени пробега грузов снижает издержки производства товаров, уменьшает время, идущее на их производство, и, следовательно, ускоряет темпы расширенного социалистического воспроизводства
Между тем, у нас в значительных размерах сохранились встречные и чрезмерно дальние перевозки. Хотя в целом по всем грузам дальность 1940 году немного сократилась 1939 года, — все же дальность перевозок таких массовых грузов, как каменный уголь и лес, в 1940 только не уменьшилась, но даже увеличилась. Приведу несколько примеров нерациональных перевозок, имевших место в 1940 году.
В Среднюю Азию — в районы Ташкентской и Ашхабадской железных дорог было завезено из Сибири 470 тысяч тонн кузнецкого угля. Между тем, потребность союзных республик Средней Азии, в том числе потребность самого железнодорожного транспорта, с избытком может покрываться за счет добычи местных углей, запасы которых очень велики.
Перевозки из Сибири кузнецкого угля осуществлялись в 1940 году даже в районы Куйбышевской, Казанской, Горьковской дорог и далее на запад — в количестве 2,5 миллиона тонн, хотя запасы угля, сланцев, торфа на Урале и в центральных районах Советского Союза также достаточно велики.
Нерациональные или чрезмерно дальние перевозки угля, когда львиная доля перевозимого угля затрачивается на топку паровоза, везущего этот уголь, должны быть ликвидированы. Необходимо для этого увеличить добычу угля в центральных районах, на Урале и в Средней Азии. Необходимо для этого, чтобы Наркомат путей сообщения и Госплан по-настоящему контролировали ход перевозок.
Вследствие отставания Наркомата черной металлургии в проведении мер по ликвидации сложившейся узкой специализации прокатных станов и дефектов в организации снабжения металлом до сих пор осуществляются встречные перевозки металла между районами. Из районов УССР было вывезено в 1940 году 12,5 миллиона тонн и завезено 900 тысяч тонн металла. Из районов Урала вывезено 2 миллиона тонн, а завезено 1,4 миллиона тонн металла. Из районов Центра вывезено 1,8 миллиона тонн я одновременно завезено 3,5 миллиона тонн металла. Из районов Северо-Запада вывезено 800 тысяч тонн и одновременно завезено 2 миллиона тонн металла. Таким образом, одни и те же районы, отгружая большие количества металла, вместе с тем завозят их в обратном направлении из других районов.
Вследствие невыполнения Наркоматом черной металлургии решений XVIII съезда ВКП(б) о новых районах добычи марганцевой руды для нужд Урала и Сибири продолжается ее завоз из отдаленных районов Закавказья и Украины. Из Чиатур и Никополя на Урал было отправлено в 1940 году 185 тысяч тонн и в районы Сибири — 90 тысяч тонн марганцевой руды. В то же время богатые месторождения марганцевых руд на Северном Урале и в Башкирии Наркоматом червой металлургии продолжают слабо разрабатываться.
Таким образом, дополнительные возможности улучшения работы железнодорожного транспорта, связанные с ликвидацией нерациональных перевозок, далеко не использованы. Между тем уменьшение средней дальности перевозок, а, следовательно, дальности пробега вагонов, хотя бы на 10 километров против фактической дальности пробега в 1940 году, даст возможность увеличить железным дорогам погрузку новых грузов почти на 1,5 тысячи вагонов в сутки.
В 1941 году железнодорожный транспорт получает от государства капиталовложения в объеме 6 500 миллионов рублей, что превышает уровень 1940 года почти на 55 проц. Количество вагонов, поставляемых в 1941 году железнодорожному транспорту, почти удваивается.
Перед железными дорогами прежде всего стоит задача привести в полный порядок существующие основные фонды — пути, подвижной состав, расширить узкие железнодорожные направления и узлы, снижающие эффективность работы всей железнодорожной сети страны.
Кроме некоторых специальных направлений и узлов, которые Наркомату путей сообщения предстоит в 1941 году усилить, необходимо обратить также внимание на усиление пропускной способности уральских железных дорог, которые до сих пор отстают в выполнении плановых заданий. Это отставание должно быть полностью ликвидировано, так как значение железных дорог Урала для народного хозяйства СССР очень велико.
Большие возможности железнодорожного транспорта заложены в ускорении оборота подвижного состава. О больших резервах железнодорожного транспорта свидетельствуют следующие факты:
Если время оборота вагона в 1940 г. принять за 100, то вагон находился:
в движении 19 проц. от всего времени оборота;
на промежуточных станциях 11 проц.;
под погрузкой и выгрузкой 21 проц.;
под технической переработкой и прочими операциями 49 проц.;
За 1940 год время оборота вагона на несколько часов сократилось по сравнению с 1939 годом. Однако здесь имеются еще очень большие возможности. Уменьшение оборота вагона за счет сокращения простоя под погрузкой и выгрузкой, а также технической переработкой на 3-4 проц. создает возможность увеличения погрузки новых грузов на железных дорогах примерно на 3,5 тысячи вагонов в сутки.
Но еще большие возможности имеются в народном хозяйстве для роста грузооборота — по линии водного транспорта. СССР — богатейшая страна по своим великим водным магистралям.
Перевозки по воде хотя и выросли в 1940 году, все еще отстают от плановых заданий и недостаточно облегчают работу железнодорожного транспорта. Особенно неблагополучно обстоит дело на речном транспорте с перевозкой таких грузов, как лес, строительные материалы, уголь и нефть. Приведу несколько примеров.
В Ленинград и Ленинградскую область ежегодно поступает по железнодорожному транспорту 1,5 миллиона тонн леса. Между тем Наркомат речного флота имеет полную возможность организовать доставку этого леса водным транспортом по Беломорско-Балтийскому каналу и Мариинской водной системе. Этого требуют интересы народного хозяйства и железнодорожного транспорта.
Б 1940 году на Орджоникидзевскую и Закавказскую дороги было завезено железнодорожным транспортом около 1,21 миллиона тонн леса. Эти перевозки могли быть целиком переключены на водный транспорт. Между тем завоз леса по Волге и Каспийскому морю в районы Орджоникидзевского края и Закавказья Наркоматом речного флота организован крайне неудовлетворительно.
До сих пор недостаточно используется речной транспорт для разгрузки железных дорог от перевозок нефти. План нефтеперевозок за 1940 год не был выполнен, в частности не выполнен он по вывозу нефти из Астрахани вверх по Волге. Б 1941 году Наркомату речного флота предстоит значительное увеличение перевозок нефти водой.
Данные об использовании речного флота свидетельствуют о наличии больших неиспользованных возможностей для увеличения водных перевозок.
В результате несвоевременного вывода судов из зимнего судоремонта, в 1940 году Наркомат речного флота только по буксирной тяге недовыполнил задание почти на 1,3 миллиарда тонно-километров, в частности, по крупнейшему Волжскому нефтеналивному пароходству это недовыполнение составило 750 миллионов тонно-километров.
Кроме того, вследствие задержки судов в летнем ремонте Наркомат речного флота недовыполнил задание по перевозке массовых грузов в 1940 году на 700 миллионов тонно-километров.
Сокращение простоев речного флота, которые до сих пор продолжают оставаться очень высокими, повышение качества судоремонта, особенно в зимний период, полное использование мощных водных магистралей Советского Союза являются неотложными задачами водного транспорта. У вас есть все необходимое для того, чтобы большое задание по увеличению речных перевозок в 1941 году на 28 проц. водники не только выполнили, но и перевыполнили.
Таковы основные задания плана 1941 года в области транспорта.
Капитальное строительство
Перехожу к вопросам капитального строительства. Программа строительства и размещения предприятий, принятая на 1941 год Центральным Комитетом БКП(б) и Советом Народных Комиссаров СССР, представляет собой величественный план. Он поднимает народное хозяйство СССР на решение новых, крупных задач строительства социализма.
Программа капитальных вложений в народное хозяйство СССР превышает уровень 1940 года более чем в полтора раза. В этой программе отражается прогрессивное движение социалистического общества. Чем вызван такой значительный рост капитальных вложений? Он вызван самыми насущными потребностями нашего развития и расширения социалистической промышленности, необходимостью ускорить выполнение задачи перегнать в экономическом отношении главные капиталистические страны.
Из общего объема централизованных капитальных вложений в 48 миллиардов рублей вложения в промышленность составят 30,6 миллиарда рублей, что превышает уровень 1940 года на 71 проц.
Особенно быстро растут капитальные вложения в следующие отрасли народного хозяйства:
В черную металлургию – на 122 проц. против 1940 года;
В цветную металлургию – на 93 проц.;
В нефтяную промышленность – на 123 проц.;
В строительство электростанций – на 148 проц.;
В машиностроение – на 102 проц.
Из структуры капитальных вложений вы ясно видите политику нашей партии, рассчитанную на дальнейший подъем социалистической индустрии, а, следовательно, всего народного хозяйства СССР.
Существенные сдвиги предусматривает план 1941 года в территориальном размещении новых предприятий. Объем капитальных работ по союзным республикам растет в 1941 году по сравнению с 1940 годом в следующих размерах.
По РСФСР рост составит 50 проц. При этом капиталовложения в районах Урала и Западной Сибири растут на 58 проц., в районах Юго-Востока — на 66 проц. и в районах Севера и Северо-Запада-на 147 проц. Здесь создаются новые мощные промышленные базы Советского Союза. После того, как граница СССР возле Ленинграда исправлена, а безопасность Ленинграда серьезно укрепилась, — Центральный Комитет партии и Совет Народных Комисаров Союза ССР сочли возможным пойти в 1941 году на значительные капиталовложения в промышленность Ленинграда и Ленинградской области.
По Украинской ССР капиталовложения в народное хозяйство в 1941 году растут на 76 проц., при чем рост имеет место особенно в машиностроении, металлургии, химической промышленности и на транспорте. Большие капитальные вложения производятся в народное хозяйство Молдавской ССР, особенно в ее промышленность и транспорт.
По Белорусской ССР капитальные вложения увеличиваются на 45 проц. Особенно быстрое развитие получает народное хозяйство Грузинской ССР растут на 101 проц., Армянской ССР — на 135 проц. и Азербайджанской ССР — на 122 проц. Наибольшие вложения получают здесь нефтяная промышленность, машиностроение, черная и цветная металлургия.
В союзных республиках Средней Азии капитальные вложения особенно увеличиваются в нефтяную и угольную промышленность, цветную металлургию и ирригационное строительство. Капиталовложения в народное хозяйство Таджикской ССР увеличиваются на 83 проц., Казахской ССР — на 51 проц., Киргизской ССР — на 132 проц. и Туркменской ССР — на 72 проц. Наибольшие по объему капиталовложения получает народное хозяйство Узбекской ССР. Здесь создается местная угольная база, продолжается строительство Чирчикских гидростанций и азотно-тукового комбината.
По Карело-Финской ССР капиталовложения растут на 280 проц. Наиболее высокими темпами растет здесь строительство черной и цветной металлургии, электростроительство, строительство лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, а также транспорта.
Народное хозяйство Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР в 1941 году будет впервые выполнять программу строительства социалистических предприятий. Большое развитие получают здесь машиностроение, топливная промышленность, электростроительство и текстильная промышленность. Роль социалистической индустрии в народном хозяйстве Прибалтики увеличивается в полном соответствии с интересами рабочих, крестьян и интеллигенции новых социалистических советских республик.
Предусмотренная планом 1941 года программа роста капитальных вложений ко многому обязывает наркоматы и местные партийные организации. Необходимо полностью реализовать намеченные фонды на материалы и оборудование, во всю раздуть производство местных строительных материалов, своевременно подготовить кадры строительных рабочих.
В плане капитальных работ 1941 года по СССР предусмотрено строительство 2 955 новых и расширение существующих промышленных предприятий, в том числе:
— Продолжается и вновь начинается строительство 2.213 новых предприятий.
— Расширяется и реконструируется 742 действующих предприятия.
При таком размахе строительства новых предприятий крайне важное значение имеет организация правильной хозяйственной кооперации будущих предприятий в пределах экономического района. Необходимо предупредить промышленные наркоматы об этой весьма важной задаче. Между тем наркоматы не проявляют заботы относительно обеспечения новых предприятий кооперированными поставками, в том числе литьем, деталями и полуфабрикатами. Тот, кто рассчитывает на получение этих элементов производства со стороны, тем более из других экономических районов, может иметь серьезные издержки в пуске в эксплуатацию нового предприятия. Кооперация должна быть предусмотрена наркоматами и организована прежде всего в пределах данного экономического района.
В 1941 году по государственному плану должно быть введено в строй на полную пли частичную мощность 1 576 промышленных предприятий, в том числе 1 151 новое предприятие и 425 реконструируемых.
По отдельным отраслям промышленности государственный план 1941 года предусматривает следующие задания по строительству и вводу в действие производственных мощностей и предприятий.
В угольной промышленности:
— ввод в действие шахт общей мощностью в 27 миллионов тонн, в том числе 22,7 миллиона тонн по Наркомату угольной промышленности.
В нефтяной промышленности:
— бурение скважин в размере 3 120 тысяч метров и ввод в действие 1 938 новых нефтяных скважин из бурения и 1 590 скважин из числа бездействующих.
В электростроительстве план предусматривает:
— ввод в действие на электростанциях 1 750 тысяч киловатт новых мощностей, в том числе по районным электростанциям Наркомата электростанций 815 тысяч киловатт.
В черной металлургии:
а) ввод в действие новых доменных печей общей мощностью в 2 300 тысяч тонн чугуна в год, мартеновских печей мощностью в 2 780 тысяч тонн, новых бессемеровских конвертеров, коксовых батарей, горячепрокатных станов, агломерационных лент и железорудных шахт;
б) развернутое строительство новых металлургических заводов: второго металлургического завода в Сибири, двух заводов на Урале, заводов — в Закавказье, Карело-Финской ССР и в Ленинградской области.
В машиностроении:
а) строительство завода тяжелого машиностроения в Сибири, завода тяжелых кранов в Сибири, завода тяжелых поковок на Украине, 3 заводов кузнечно-прессового оборудования на Украине, 2 заводов кузнечно-прессового оборудования на Урале, а также в Поволжье и Западной Сибири;
б) строительство новых станкостроительных заводов: тяжелых станков на Урале и в Сибири, расточных станков в Сибири, автоматов и револьверных станков на Урале, шлифовальных станков в Воронежской области, прецизионных станков в Пензенской области, заводов — протяжных станков, зуборезных станков и крупных токарных станков в Поволжье, завода продольно- строгальных станков и завода автоматов и полуавтоматов в Сибири, завода токарных станков в Рязанской области и агрегатных станков в Ярославской области;
в) строительство заводов электроаппаратуры: трансформаторного на Урале, завода низковольтной аппаратуры и Поволжье, завода электромоторов в Сибири, электроизмерительных приборов в Краснодарском крае и завода реле и автоматики в Поволжье.
В текстильной промышленности:
а) ввод в действие 850 тысяч хлопкопрядильных веретен;
б) строительство хлопчатобумажных комбинатов в Сталинске, Барнауле, Ташкенте и Красноярске, бельтингового комбината в Астрахани и кордной фабрики в Ярославле.
Для выполнения плана капитальных работ требуется решительное улучшение работы Наркомата по строительству и строительных организаций.
Огромные возможности выполнения плана капитальных работ заложены в скоростном строительстве. Приведу в качестве примера строительство нового производственного корпуса Наркоматом вооружения.
В декабре 1940 года наркомат получил от правительства задание выстроить новый производственный корпус к 1 апреля 1941 года, то есть немного больше чем за три месяца. Корпус должен иметь 19,5 тысячи квадратных метров с несколькими тысячами рабочих в каждой смене.
Наркомат организовал строительство корпуса с применением облегченных стандартных конструкций для достижения максимальной экономии материалов и быстрого ввода в действие стройки. Проект сооружения составлен и утвержден за 10 дней. Весь подготовительный к строительству период был также проделай за десять дней, причем все металлоконструкции были изготовлены на стройке собственными силами строителей.
Вес всех материалов, потребных для строительства, сокращен против обычных норм в пять раз, расход металла не превышает расхода в обычном железобетонном сооружении. За счет малой трудоемкости работ и максимальной стандартизации количество рабочей силы потребовалось втрое меньше обычного.
В декабре 1940 года не было еще никаких следов строительства. В феврале 1941 года уже высятся стены корпуса, идет сборка конструкции, причем строители обязуются закончить корпус к концу марта 1941 года, то есть в заданный срок.
Этот опыт показывает, что все наши заводы средней мощности могут быть безусловно вводимы в действие в течение одного года.
План капитальных работ 1941 года исходит из того, что строители, партийные и хозяйственные организации должны раздвинуть и ликвидировать узкие места в строительстве. Товарищ Сталин не раз указывал нам, что планы не могут быть статическими, то есть опираться только на достигнутые ресурсы. Нет хуже «деятеля», который волочится за жизнью, вместо того, чтобы ее организовывать и идти вперед. Наши планы должны быть динамическими, чтобы люди, осуществляющие эти планы, вели дело вперед, преодолевая трудности и умножая наши возможности.
Таковы задачи плана 1941 года в области капитального строительства.
Материально-культурный уровень народов СССР
Систематический рост в нашей стране народного дохода, следовательно, общественного богатства и личного потребления трудящихся, является результатом вовлечения в производство все новых кадров рабочих, колхозников, интеллигенции и поднятия производительной силы труда.
Численность рабочего класса в СССР растет из года в год. Количество рабочих и служащих в народном хозяйстве увеличилось в 1940 году до 30,4 миллиона человек против 27 миллионов человек в 1937 году. План 1941 года предусматривает увеличение численности рабочих и служащих до 31,6 миллиона человек.
Дальнейшие развитие промышленности требует систематического пополнения рабочего класса новыми квалифицированными кадрами и правильного распределения рабочей силы между отраслями и районами в соответствии с интересами народного хозяйства.
По инициативе товарища Сталина партия и правительство в 1940 году приступили к созданию государственных трудовых резервов путем подготовки молодых квалифицированных кадров в ремесленных училищах и школах фабрично-заводского обучения.
В 1941 году намечен дополнительный набор в ремесленные и железнодорожные училища в количестве 3 50 тысяч человек и в школы фабрично-заводского обучения — 537 тысяч человек. Уже в 1941 году социалистическая промышленность получит пополнение и виде молодых квалифицированных рабочих, окончивших школы фабрично-заводского обучение, в количестве 794 тысяч человек.
Мероприятия партии и правительства по созданию государственных трудовых резервов имеют огромное принципиальное значение в деле количественного и качественного формировать рабочего класса, дальнейшего подъема нашей промышленности и постановки на прочную основу всего дела социалистического планирования народного хозяйства.
Фонды заработной платы рабочих и служащих по всему народному- хозяйству СССР в 1941 году увеличиваются против предыдущего года на 14 миллиардов рублей и составят по всему хозяйству свыше 175 миллиардов рублей. Этот огромный рост заработной платы рабочих и служащих сопровождается и обеспечивается подъемом производительности труда.
В плане 1941 года намечается повышение производительности труда на 12 проц. при росте средней заработной платы на одного рабочего на 6,5 проц. Это соотношение между ростом производительности труда и средней заработной платы является источником снижения себестоимости, роста социалистического накопления и важнейшим условием осуществления высоких темпов расширенного социалистическою воспроизводства.
Необходимость опережения роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы совершенно очевидна: чтобы развивать свои производительные силы, народ должен производить более того, что он использует в течение данного года в порядке личного потребления.
Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли в 1941 году в городе и деревне составит около 197 миллиардов рублей, что означает рост против 1940 года на 22,5 миллиарда рублей. Рост розничного товарооборота основан на увеличении производства продукции промышленности и сельского хозяйства, на растущих доходах рабочих, колхозников и интеллигенции.
Решение Центрального Комитета ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР о мероприятиях по увеличению производства предметов широкого потребления и продовольствия из местного сырья должно развязать местную инициативу в деле дополнительного увеличения промышленных и продовольственных ресурсов и послужит новым источником роста товарооборота в стране. Всемерное развертывание товарооборота и ликвидации бюрократических извращений в торговле по-прежнему является важнейшей задачей партийных, советских и торговых организаций.
Наряду с ростом материального благосостояния происходит дальнейший подъем культурного уровня народов СССР. Государственные ассигновать на социально-культурные мероприятия, составившие в 1938 году 35,2 миллиарда рублей, возросли в 1940 году до 41,7 миллиарда рублей, или на 18,5 проц. Проектом государственного бюджета 1941 года расходы на социально-культурные мероприятия увеличиваются до 47,8 миллиарда рублей, что означает рост против предыдущего года на 14,6 проц.
Культурный рост народов Советского Союза характеризуется дальнейшим возрастанием числа учащихся в школах и вузах. Число учащихся в начальных и средних школах общего образования в 1941 — 42 году достигнет 36,2 миллиона человек, или увеличится против 1940 — 41 года на 3,4 проц. Число учащихся в вузах достигнет 657 000 человек, или увеличится почти на 13 проц.
Рост числа учащихся в 1941 году и дальнейшее насыщение народного хозяйства инженерами и техниками послужит еще одним шагом вперед в деле подъема культурно-технического уровня народов Советского Союза. Решающей производительной силой нашего общества является сам народ, его культура и производственная квалификация.
За годы пятилеток советский народ исключительно вырос по своей культуре и техническим навыкам. В этом отношении крайне интересны данные переписи населения СССР.
Как известно, согласно результатам переписи, население Советского Союза за период с 1926 года до 1939 года выросло на 16 проц. Но посмотрите, какими темпами увеличились за тот же период квалифицированные кадры рабочих и интеллигенции Советского Союза:
А) Рабочие:
Количество слесарей увеличилось в 3,7 раз;
Токарей – в 6,8 раз;
Фрезеровщиков – в 13 раз;
Машинистов – в 4,4 раза;
Штукатуров – в 7 раз;
Трактористов – в 215 раз.
Б) интеллигенция:
Количество инженеров увеличилось в 7,7 раз;
Агрономов – в 5 раз;
Научных работников – в 7,1 раз;
Учителей – в 3,5 раз;
Врачей – в 2,3 раза.
Таковы важнейшие показатели роста материально-культурного уровня пародов СССР.
Товарищи! Велики успехи народного хозяйства Союза ССР, достигнутые в 1940 году. Этими успехами страна обязана нашему героическому народу, нашей коммунистической партии большевиков и вождю народов товарищу Сталину. (Бурные, долге не смолкающие аплодисменты)
Но еще более значительны задачи нашего развитии, которые предстоит осуществить и 1941 году. Решающим условием выполнения задач, поставленных планом, является контроль и проверка исполнения принятого плана на каждом предприятии, в каждом колхозе, в каждой партийной организации. Это является самой надежной гарантией борьбы с бюрократизмом, гарантией нашего неукротимого движения вперед к коммунизму.
Исторические задачи 1941 года будут решены народами Советского Союза во главе с нашей партией, с нашим Сталиным! (Все встают. Бурные, долго не смолкающие аплодисменты, возгласы! «Ура! товарищу Сталину!»).