Воскресенье
08
Сентября
×

Война моторов

№58, 10 апреля 1941

Еще в период первой мировой империалистической войны мотор стал играть большую роль во всех армиях воюющих государств. Это выразилось прежде всего в том, что в широких масштабах стала применяться авиация. К началу войны 1914-1918 гг. воюющие страны имели 600 тихоходных разведывательных самолетов и 1000 самолетов, находившихся в резерве. К концу войны в строю было уже 10 тысяч боевых самолетов и около 40 тысяч в резерве.

Во второй половине 1918 года, когда Антанта (англо-французский империализм) предприняла решительное наступление против германских войск, ее боевая авиация почти в три раза превосходила авиацию Германии. Это преимущество во многом помогло союзникам одержать верх над Германией. Танки впервые появились в армиях Антанты. Сначала (в 1916 году) их было всего около 50 штук, а к концу войны -уже около 2 тысяч. Командование же германской армии недооценило значение танка в бою. Это обстоятельство в известной мере ускорило победу Антанты.

Немалую роль в первой мировой войне сыграли автомашины, с помощью которых на фронт перебрасывались войска, боеприпасы, снаряжение.

Еще более широкое и повсеместное применение во всех родах войск мотор получил в происходящей ныне второй мировой империалистической войне. Известен ряд фактов, когда массовое, комбинированное применение авиации и мотомехчастей увенчалось серьезными результатами. Так действовали германские войска в Польше (сентябрь 1939 года) и при прорыве через Бельгию и Северную Францию (май-июнь 1940 года). Таким же методом действовала английская армия под командованием генерала Уэйвелла при разгроме итальянцев в Северной Африке (февраль 1941 года),

Но мотор необходим не только авиации и мотомехчастям. Без мотора не может обойтись и артиллерия: мотор для нее наиболее удобное средство тяги. Без мотора немыслимо существование современного военно-морского флота — подводных лодок, торпедных катеров и гидросамолетов.

Исключительно серьезное значение мотор приобрел для пехотных соединений. Современная война нередко требует быстрого, стратегического развертывания армии, переброски резервов на большие расстояния. И тут на помощь приходит мотор.

Наконец, мотор используется в инженерных и специальных войсках. Он приводит в действие дорожные и строительные машины, краны, радиостанции, прожекторные установки, машины для рытья траншей и устройства различных укрытий. Моторы в современной войне являются непременным условием боеспособности и даже самого существования всех ротов войск.

Это хорошо учитывают страны, участвующие в нынешней войне. Германия, например, по отрывочным данным из иностранных источников, ежемесячно выпускает около 2300 самолетов и 4500 авиамоторов. Германские военно-воздушные силы насчитывают 24 тысячи самолетов, около половины которых находится в постоянной боевой готовности.

Италия располагает значительно меньшим количеством самолетов первой линии — 5 тысяч машин. Ежемесячно Италия  производит 400-500 самолетов и около тысячи авиамоторов.

Благодаря активной помощи Соединенных Штатов Америки (США), а также собственному самолетостроению значительно возрос военно-воздушный флот Англии. США и Англия ежемесячно выпускают 3 тысячи самолетов, 8 тысяч авиамоторов и 500 танков. В Соединенных Штатах Америки еще в декабре 1940 года были размещены заказы на 50 тысяч самолетов, 130 тысяч автомоторов и 9200 танков. 60 процентов этой продукции предназначаются для Англии.

Все это свидетельствует о том, что, как отметил тов. Вознесенский на XVIII Всесоюзной конференции ВКП(б), «современная империалистическая война, если рассматривать ее с технико-экономической стороны, является войной моторов. Моторы в воздухе, моторы на земле». Обе воюющие стороны сосредоточили внимание на том, чтобы максимально повысить моторную насыщенность своих вооруженных сил, создать резервы стратегического (то-есть необходимого для войны) сырья: нефти, стали, цветных металлов и т. д.

Армия, обладающая наиболее мощными и технически совершенными моторами, имеет больше шансов на успех. Однако не следует забывать, что решающую роль в исходе войны во всех случаях, даже при наличии большой моторной вооруженности, всегда играл и играет человек, управляющий мотором. Вот почему воюющие страны, расширяя строительство самолетов, танков, моторов, вместе с тем уделяют большое внимание подготовке кадров, способных умело и с большим эффектом пускать в ход порученные им боевые технические средства,

Военинженер 2-го ранга.

Р. Собченко.