По учению церкви основателем христианства был Иисус Христос. В действительности же Христа никогда не было. Это видно из того, что никаких, хоть сколько нибудь достоверных следов его существования, никаких надежных свидетельств о его жизни не имеется. Первые христиане верили в Христа исключительно как в «небесного царя». В дошедшем до нас древнейшем христианском памятнике — «Откровении Иоанна» (или «Апокалипсис»), написанном еврейским автором около 69 года нашей эры, нет ни слова об Иисусе как о человеке, жившем на земле. Иисус по «Апокалипсису» это — бог, вроде бога солнца древних египтян или бога громовержца древних греков. Только в так называемых «Павловых посланиях», написанных в конце первого века, Христос наделяется земными чертами: он будто бы рождается на земле, приносит себя в жертву за грехи людей, терпит казнь на кресте и воскресает на третий день. Но эти «послания» не указывают ни времени, ни места рождения и смерти Христа. Во втором веке в греческих литературных произведениях, именуемых евангелиями (т.е. «добрыми вестями» или «благовестиями»), дается «жизнь Иисуса». Эти евангелия переполнены сказками о самых фантастических чудесах и поражают историческими несообразностями. В нехристианской же литературе первого века, у писателей-евреев, греков, римлян — совершенно отсутствуют упоминания о Христе. Таким образом, люди первого века ничего не знали о существовании Христа как человека. Само слово Христос — греческое и означает оно «мессия — помазанник». Учение о «мессии», т.е. о спасителе, который придет на землю и установит справедливые порядки, еще задолго до возникновения христианства занимало видное место в иудейской религии. Этому «мессии» первые христиане дали имя Иисус, что значит «бог спасет». Так получился «спаситель» Иисус Христос. Основателем христианства был не Христос. Христианство возникло в Римской империи, поработившей многие страны Европы, Азии и Африки. Половину населения этой империи составляли рабы. В разных местах империи стали возникать объединения рабов и свободных (но не богатых, а бедных), которые, мечтая о крушении рабовладельческих порядков, создали миф, т. е. сказку о новом боге — спасителе всех «страждущих и обремененных» — Иисусе Христе. С конца второго века рабовладельцы проникли в христианские общины, захватили руководство ими и объявили, что царство Христа «не от мира сего», что вознаграждение за терпение будет не на этом, а «на том свете». Миф-сказка о Христе стала использоваться эксплуататорами в своих целях как орудие обмана и угнетения трудящихся. В начале четвертого века император Константин признал христианство, и оно стало государственной религией. Века шли за веками. «Десятки и сотни раз пытались трудящиеся на протяжении веков сбросить с плеч угнетателей и стать господами своего положения. Но каждый раз, разбитые и опозоренные вынуждены были они отступить, тая в душе обиду и унижение, злобу и отчаяние и устремляя взоры на неведомое небо, где они надеялись найти избавление…Только в нашей стране удалось угнетенным и задавленным массам трудящихся сбросить с плеч господство помещиков и капиталистов и поставить на его место господство рабочих и крестьян» (И. Сталин). Великая Октябрьская социалистическая революция доказала, что трудящиеся сами могут построить на земле новый общественный порядок, сами могут распоряжаться всеми богатствами, которые они создают, творить свою свободную, счастливую жизнь.
Проф. В. Никольский.