Николай Шитиков пришел на: завод в школу ФЗО лишь 3 месяца тому назад. Дисциплинированность, старание дали ему возможность наверстать упущенное, догнать товарищей по учебе. Успехи в учебе показали результаты квалификационных испытаний. Данное ему задание: заформовать шестерню для 800-миллиметровой задвижки «Лудло» он выполнил за 57 минут, тогда как полагалось на это 2 часа 15 минут.
Сдававший вместе с ним испытание Николай Рюмин также показал прекрасные образцы. То же задание он выполнил еще раньше—за 45 минут.
Уже у отлитых деталей собрались члены квалификационной комиссии. Старый литейщик, ныне контрольный мастер завода М. Г. Ахлюев, детально осмотрев отлитые учащимися детали заявляет:
— Ничего плохого сказать нельзя. Сделано хорошо. Здесь и поверхность чистая, и зубцы ровные.
—Да тут и нам руки негде приложить,— заявил — обрубщик, рассматривая хорошо отлитую шестерню, которую формовали учащиеся.
Уверенные в своих силах, приступили к выполнению квалификационного задания ученики-формовщики Изотов, Сорокин. Они говорят, что формовку данных им деталей произведут за 30 минут, вместо установленного времени в 1 час 15 минут.
—Хороший будет стерженщик — говорит мастер Каменский, показывая изготовленный учеником — стерженщиком А. Корякиным стержень для 12- дюймового корпуса задвижки «Лудло».
Со знанием дела выполняют испытание токаря и слесаря. На изготовленные ими детали любо посмотреть. Видно, что учёба, усилие всего коллектива мастеров школы ФЗО Мышегского завода не пропали даром. Из этой школы придут на предприятие хорошие кадры
Однако в процессе испытаний имеются и недоработки организационного порядка. За два дня из группы формовщиков могли сдать испытания лишь только 4 человека, так как нет моделей. Изготовление их модельный цех завода задерживает исключительно потому, что нет краски. Кроме того и не те ученики, которые уже приступили к работе, простаивают. Вот Сорокин, заформовав одну половину, стоит уже несколько минут из-за отсутствия штыров.
Особенно же чувствуется неподготовленность у мастера группы токарей Фомушина. Учащиеся – токар нарядов на руках не имеют, точного времени, положенного на поделку деталей, не знают. Больше того, из-за халатного отношения к делу мастера Фомушина учащиеся затрачивают гораздо больше времени на сдачу пробы, чем положено. Например, токарю Булычеву на изготовление винта для больших тисок дано два часа. Но это при условии, если будет соответствующего размера материал. Ему же дали материал неподходящий, следовательно, придется вносить коррективы, а значит, и не будет точного определения, за сколько учащийся изготовил деталь. Да так оно уже и есть. Вот токарь Давыдов изготовление вала для формовочного станка начал еще вчера
—Сколько Давыдов затратил времени на сдачу пробы,— спрашиваем у мастера Фомушина.
—А вот считайте: он начал работать вчера — стал невразумительно разменять Фомушин, вместо того, чтобы сразу же сказать о фактическом времени, ушедшем на работу.
Короче говоря, дирекция школы слишком передоверялась этому мастеру, а он не счел нужным отдать все силы для того, чтобы квалификационные испытания учащихся провести четко, организованно.
Г. Луковица.