I. Об организации и планировании организации местной промышленности и промкооперации
III. О цехах ширпотреба и использовании отходов
IV. О расширении производства товаров широкого потребления в местной промышленности и промкооперации
V. О расширении производства продовольственных товаров
Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКЦ(б) отмечают, что производство товаров широкого потребления и продовольствия из местного сырья в большинстве республик, краев и областей отстает от возрастающего спроса населения на эти товары.
Совершенно недостаточно производство таких товаров повседневного обихода и сельскохозяйственного инвентаря, как телеги, хода, сбруя, деготь, смола, различная тара, гончарные изделия пр., кирпич, черепица, известь, канифоль, хлопчатобумажные и трикотажные изделия, мебель, обувь, стеклянные и химические изделия, металлоизделия широкого потребления, школьные принадлежности пр., местное топливо (уголь, торф, дрова и др.), а также продовольственные товары – продукты свинооткорма, местного рыболовства, охоты, сбора дикорастущих плодов, ягод, грибов, садоводства и пчеловодства, – производство которых может и должно быть положено на основе использования местных сырьевых ресурсов силами местной (особенно районной) промышленности и промысловой кооперации. Отсутствие необходимых прав у местных советских органов распоряжаться продукцией, вырабатываемой местной промышленностью и промкооперацией, недостаточная финансовая заинтересованность, неправильная система планирования, при которой наркоматы местной промышленности союзных республик, Всекопромсовет и Наркомторг СССР устанавливали план производства и использования всех товаров широкого потребления, вырабатываемых местной промышленностью и промкооперацией без учета местных интересов, – привели к тому, что местные органы власти и торгующие организации не были в должной мере заинтересованы в расширении производства товаров широкого потребления, стали на путь иждивенчества, ориентируясь на ввоз этих товаров из других республик, краев и областей.
Так, из РСФСР в районы Средней Азии и Закавказья ввозят шорно-обозные изделия, мебель, из Вологодской и Ленинградской областей в Новосибирскую область завозят лыки, из Ленинградской и Тульской областей в Свердловскую и Молотовскую области – замки, кольца а для кос, топоры и метлы, 1из Одессы в Тульскую область – примусные иголки, в Куйбышевскую, Горьковскую и Челябинскую области завозят щепные товары, колесную мазь, детские игрушки, в Днепропетровскую область – хозяйственные клещи, оконные задвижки, канцелярские кнопки, примусные иголки, в Саратовскую область печные дверцы, цедилки для молока, ложки, звонки, щеколды, в Воронежскую область прищепки для белья, замки, пуговицы, деревянные лопаты, оглобли. метлы, в Ростовскую область – детские кровати, в Казахстан – оконные ручки, пеналы и другие изделия, хотя в этих республиках и областях имеются все возможности для организации производства перечисленных товаров на месте. Ненужные перевозки изделий из области в область вызываются зачастую узкой специализацией предприятий местной и легкой промышленности, а также промкооперации, особенно швейных и обувных фабрик и стеклозаводов.
При наличии мощностей, не использованных в местной промышленности и промкооперации, имеет место организация цехов ширпотреба по переработке отходов на предприятиях союзной и республиканской промышленности, причем производство товаров ширпотреба в цехах ширпотреба зачастую организовано в ущерб основному производству, отвлекая от него часть рабочей силы, оборудования и материалов.
Наличие убыточных цен по ряду товаров широкого потребления, по топливу. местным стройматериалам тормозит производство этих изделий.
Многозвенность и громоздкость управления местной промышленностью и промкооперацией приводят к подчинению одного предприятия ряду хозяйственных организаций, что порождает безответственность местных органов власти и лишает их права самостоятельно управлять этими предприятиями.
В целях развязывания местной промышленности и предоставления широкой возможности проявить инициативу в доле производства товаров ширпотреба. Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) постановляют:
1. Отменить существующую практику централизованного планирования производства и использования товаров широкого потребления и продовольствия, вырабатываемых местной промышленностью и промысловой кооперацией, как тормозящую развертывание местной промышленности и порождающую нерациональные межобластные перевозки товаров.
Установить с января 1941 года следующий порядок планирования и распределения продукции местной промышленности и промкооперации:
2. В целях упорядочения руководства работой промкооперации:
3. Обязать Совнаркомы республик в двухмесячный срок ликвидировать в областях, не имеющих развитой производственной базы, областные отраслевые управления промышленности, укрепив за этот счет областные отделы управления местной промышленности, предоставив им хозрасчетные права.
4. Установить, что основной формой управления промышленностью районного подчинения является райпромкомбинат, подчиненный райисполкому, допуская в необходимых случаях с разрешения обл(край)исполкома и Совнаркома республики организацию нескольких отраслевых райпромкомбинатов.
5. Установить, что накопления районной и городской промышленности, за исключением фонда директора, остаются в распоряжении районных и городских исполкомов и идут на расширение местной промышленности. Предоставить право рай(гор)исполкомам направлять до 25 проц. получаемых накоплений на жилищное, культурно-бытовое строительство и благоустройство. Разрешить Совнаркомам союзных республик, не имеющих областного деления, Совнаркомам автономных республик и обл(край)исполкомам в случае необходимости отчислять от накоплений районной городской промышленности до 25 проц, в фонд развития районной промышленности в других районах области (края), республики, не имеющей областного деления.
6. Для организации предприятий по производству товаров широкого потребления и продовольствия из местного сырья, строительных материалов и топлива разрешить Совнаркомам автономных республик и обл(край) исполкомам производить расходы сверх установленных им лимитов по планам капитальных работ за счет перевыполнения бюджета в доходной части, экономии по расходной части, установленной по отчету за квартал (за исключением ассигнований на народное образование и здравоохранение), а также за счет использования накоплений местной промышленности и собственных средств промкооперации на строительство и организацию местных предприятий до 200.000 рублей, городским и районным исполкомам до 50.000 рублей на одно предприятие, а Совнаркомам союзных республик до 500.000 рублей на одно предприятие.
7. Разрешить Государственному Банку выдавать возвратный кредит сроком на один год, а Промбанку – сроком на три года на расширение и организацию производства товаров широкого потребления и продовольствия на предприятиях районной, областной промышленности промкооперации по ходатайству предпритий до 50.000 рублей, обл(край)исполкомов и Совнаркомов автономных республик – до 200.000 рублей и Совнаркомов союзных республик – до 500.000 рублей на одно предприятие.
8. Разрешить производить строительство, расширение и организацию предприятий по производству товаров широкого потребления и продовольствия стоимостью до 500.000 рублей по сокращенной проектно-сметной документации и финансировать эти работы по сметно-финансовым расчетам.
9. Освободить, начиная с 1941 года, вновь организованные предприятия, работающие на местном сырье и отходах, в течение двух лет работы с момента ввода их в действие:
10. Освободить от обложения налогом с оборота и бюджетных наценок предприятия местной (районной, городской и областной) и промкооперации по выработке гончарных изделий, черепицы, изделий из камыша, соломы, лозы, а также производство обозных изделий и щепных товаров.
11. Ликвидировать конвенционные бюро при местных органах Наркомторга CCCP.
Установить, что на товары, по которым не имеется единых отпускных и розничных цен, утвержденных правительством Союза ССР, цены устанавливаются в следующем порядке:
12. Обязать Совнаркомы союзных и автономных республик, обл (край)исполкомы и союзные промышленные наркоматы в месячный срок представить на рассмотрение Совета по товарам широкого потребления при СНК СССР предложения о цехах ширпотреба, подлежащих закрытию, и об организации производства товаров, вырабатываемых в подлежащих закрытию цехах ширпотреба, – на предприятиях местной промышленности и промкооперации.
13. Обязать союзные наркоматы передать местной промышленности и промкооперации из цехов ширпотреба оборудование и приспособления, которые не могут быть использованы для основного производства.
14. Возложить на Совнаркомы союзных республик, не имеющих областного деления, Совнаркомы автономных республик, обл (край)исполкомы выявление, учет и распределение всех отходов (за исключением той части отходов, которая распределяется по планам, утверждаемым Экономсоветом при Совнаркоме СССР), пригодных для производства изделий широкого потребления, получаемых на предприятиях союзной и республиканской промышленности.
15. Обязать Наркомчермет организовать на заводах черной металлургии разделочные базы по отбору металлоотходов для производства товаров широкого потребления, не допуская передачи в шихту годного поделочного металла.
16. Разрешить областным, краевым и городским исполкомам использовать для производственных нужд местной промышленности и промкооперации 50 проц. планового сбора и весь сверхплановый сбор олова, снимаемого с консервных банок, всю жесть. сверхплановый лом чугуна, собранного у населения, а также весь сверхплановый сбор цветных металлов.
Разрешить предприятиям местной промышленности использовать цветные металлы (олово, и пр.), добываемые из отвалов и месторождений, не разрабатываемых союзной промышленностью.
17. Обязать ЦК компартий союзных республик, Совнаркомы союзных и автономных республик, обл (край) комитеты ВКП(б) и обл (край) исполкомы:
18. Установить, что сдатчик-давалец шерсти, льна и пеньки уплачивает деньгами стоимость полученного товара по установленным государственным розничным ценам (за вычетом стоимости сданного сырья по государственным закупочным ценам) и натурой по следующему расчету:
19. Установить, что 50 проц. шерсти (кроме мериносовой и метисной), льна и пеньки, получаемых предприятиями в порядке натуроплаты за переработку давальческого текстильного сырья колхозов и колхозников, подлежит сдаче государственным заготовительным организациям. Остальное количество шерсти, льна и пеньки, а также отходы производства разрешить предприятиям использовать для изготовления дополнительной продукции широкого потребления с продажей на месте.
Мериносовая и шерсть подлежит сдаче полностью государственным заготовительным организациям.
20. Разрешить обл (край) исполкомам и Совнаркомам автономных республик устанавливать цены на товары, вырабатываемые мелкой районной государственной и кооперативной промышленностью из давальческого сырья колхозов и колхозников, не выше чем на 10 проц. цен на товары союзной и республиканской промышленности.
21. Возложить на Совнаркомы союзных республик, не имеющих областного деления, автономных республик и обл (край) исполкомы разработку и утверждение кондиций (действующих вместо государственного стандарта) на товары широкого потребления, вырабатываемые местной промышленностью, промкооперацией, кооперацией инвалидов и предприятиями общественных организаций из местного сырья, отходов и из местного давальческого сырья.
22. Обязать Совнаркомы союзных и автономных республик принять меры, обеспечивающие выпуск изделий, которые по своим качествам приближались бы к лучшим образцам, вырабатываемым союзной промышленностью: изделия должны быть прочные, удобные для пользования и красиво оформлены.
23. Обязать Совнаркомы союзных и автономных республик, обл(край)исполкомы расширить свинооткорм в торговых организациях, а также в местной промышленности и промкооперации, для чего:
24. Обязать Совнаркомы союзных и автономных республик и обл (край) исполкомы принять меры к увеличению улова рыбы торговыми организациями, местной промышленностью и промкооперацией:
25. Обязать обл(край) исполкомы, Совнаркомы автономных республик, Наркомторг СССР, Центросоюз и Наркомпищепром СССР.
26. Для технической базы по хранению плодов и овощей в областях, краях и республиках разрешить заготовительным организациям, начиная с 1 января 1941 года, производить начисления на заготовляемую продукцию (без повышения продажной цены) следующем размере:
– на овощи, свежий картофель и грибы – 1 руб. с центнера;
– на плоды, ягоды, виноград столовый, виноград кишмиш, абрикосы для урюка – 3 руб. с центнера.
27. Обязать Совнаркомы союзных и автономных республик, обл(край)исполкомы, ЦК компартий союзных республик, обл(край)комитеты ВКП(б) в 3-месячный срок утвердить план мероприятий по разведению домашней птицы (кур, уток, гусей, индеек).
Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) подчеркивают крупнейшее политическое и хозяйственное значение задачи развязывания местной промышленности и создания для нее возможности проявить инициативу в деле производства товаров широкого потребления.
Настоящим решением создаются все необходимые условия для решительного подъема местной промышленности. Успех этого важнейшего дела зависит теперь от инициативы, настойчивости и энергии руководителей местных партийных советских организаций и работников местной промышленности и промкооперации.
Совнарком Союза ССР и ВКП(б) обязывают ЦК компартий союзных республик, обкомы крайкомы ВКП(б), совнаркомы союзных и автономных республик, обл(край)исполкомы, райкомы ВКП(б) и райисполкомы широко обсудить и разъяснить настоящее решение в партийных и советских организациях и работникам местной промышленности и промысловой кооперации и принять все необходимые практические меры к проведению его в жизнь.
Обязать ЦК компартии и Совнаркомы союзных республик представить в ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР к 1 марта 1941 г., а в дальнейшем представлять ежеквартально отчеты о мерах, принятых по увеличению производства товаров широкого потребления и продовольствия, и о ходе выполнения настоящего постановления.
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР
В. Молотов
Секретарь Центрального Комитета ВКП(б)
И. Сталин
(9 января 1941 г)