Литература-одна из дисциплин, в которой наиболее обнаруживается развитие учащихся. Поэтому результаты испытаний по литературе достаточно широко характеризуют учащихся, показывают чему научила их школа за десять лет учебы.
Выпускники одного из десятых классов Алексинской средней школы уже держали письменные и устные испытания по литературе. Все три темы, присланные Тулоблоно, разобраны. Большинство выбрали тему: «Рождение нового человека в огне» революционной борьбы по роману Горького «Мать», остальные взяли темы: Поэма Маяковского «Хорошо», как образец «социалистического реализма»»и «Изображение революционной массы» по роману Фадеева «Разгром».
Через три часа сочинение написано. Одним из лучших является работа ученицы Вязьминой. Она вполне самостоятельно с ясной композицией, с глубокой характеристикой сущности вопроса, написала совершенно грамотно, без единой грамматической ошибки. Сочинение эмоционально насыщено. Тема рождения нового человека раскрыта глубокого всесторонне.
Также отлично написали: Сапунова, Рябов, Азимова, Климов.
Очень хорошее по содержанию сочинение написал ученик Денисов. Он глубоко раскрыл тему о соц. реализме поэмы — Маяковского «Хорошо», но допустил несколько грамматических ошибок и работа оценена только «хорошо».
Недостатком можно считать еще не изжитое некоторыми учащимися пристрастие к готовой заученной фразе, отсюда временами штамп, Это снижало оценки.
Из 25 учащихся — 5 написали на «отлично», 16 на «хорошо» и 4 на «посредственно».
Еще более высокие результаты дали устные испытания. Они показали, что учащиеся хорошо подготовились к испытаниям, знают и любят предмет. Вот, отвечает по билету ученик Рябов. Он обстоятельно с философским обоснованием — характеризует образ Мефистофеля из трагедии Гете «Фауст». Затем также обоснованно дает анализ дореволюционного творчества и произведения Горького «Жизнь Клима Самгина».
Ученица Сапунова, уверенно и логично рассуждая, рассказывает об истории сказаний о «Фаусте». Она приводит источники и свидетельства, начиная с IV века и до XVIII — XIX веков, говоря о многочисленных легендах, о разных странах и авторах, работавших над этой темой. Так же обстоятельно говорит она о русском футуризме, а великолепно читает наизусть «Песнь о соколе» Горького.
Блестяще отвечали на устных экзаменах Азимова, Петров, Елимов, Вязьмина, Зорина и другие. Все они великолепно знают тексты, выразительно читают отрывки из прозы и стихотворений произведений русских писателей и писателей Запада. Умело дают теоретические обобщения литературным факта. Некоторые из учащихся в течение года отвечали хуже, чем на испытаниях. Вот ученицы Мешкова, Митрохина, Серебрякова отвечают безукоризненно и заслуженно получили оценку «отлично», хотя в учебном году у них были худшие результаты. Это результат настойчивой энергичной подготовки к экзаменам.
Из 25 учащихся класса-15 получили отметки «отлично», 9 «хорошо»и один «посредственно». Ни на устных, ни на письменных испытаниях нет ни одной отметки «плохо».
Основа успеха – любовь к предмету, к изучению литературы, вкус к чтению, к самостоятельной работе. Это заслуга школы, в которой десять лет обучались учащиеся.
И И. Сотников.
Преподаватель литературы