На самом видном месте в Спасконино стоит большой дом, обнесенный палисадником. Некогда в нем жил крепостник-помещик Перевозчиков. Целая стая собак держала «мужицкий» мир на почтительном расстоянии от помещичьей усадьбы. Бывали минуты, когда барин находился в настроении. Тогда он подзывал деревенских мальчишек и кричал:
«А ну, дерись!»,—и бросал в воздух монету. Малыши с жадностью бросались за ней, отталкивая друг друга. А барин, заливаясь громким смехом, любовался на то, как ребята в драке разбивали друг другу носы. «Игра» заканчивалась вручением монеты «победителю». Помещик, довольный таким развлечением, удалялся в свои покои.
Так было 30 лет тому назад. В прежнем барском доме теперь помещается Спасконинская неполная средняя школа, в которой учатся дети бывших крестьян бедняков и батраков. Из стен шкоды вышли сотни грамотных людей. Ее питомцы сейчас работают врачами, агрономами, педагогиям, а некоторые стали командирами и политработниками Красной Армии и Военно-Морского флота. Наиболее отличившиеся патриоты родины удостоены высоких наград Советского правительства. Воспитанник школы Ильи Яковлевич Быченков в боях с японской военщиной у озера Хасан показал образцы мужества и отваги. Правительство, высоко оценив его заслуги перед родиной, наградило орденом Ленина. Орден Красной ввезды получил Михаил Орлов, который на фронте борьбы с финской белогвардейщиной проявил смелость, выносливость и находчивость, присущие советским людям.
Наши воспитанники— боевые командиры Красной Армии и Морского флота, бывая в отпусках, непременно заходят в школу, проводят беседы с учащимися, присылают нам письма и фотоснимки. Такую кровную связь со школой поддерживают летчик Алексей Клюев, политрук Тихоокеанского флота Иван Петрушин, командир танка Иван Клюев и другие.
У школы, словно в муравейнике, идет дружная работа. Ребята умело используют часы отдыха. С помощью астролябии прокладывают прямые линии и углы, очищают и благоустраивают школьную усадьбу: разбивают клумбы, делают газоны, сажают липы, розы и другие деревья и кустарники. Вася Комаров и Петя Марков устраивают скамейки вблизи очищенных дорожек.
На опытном участке, под руководством учителя-биолога тов. Дицман, юные натуралисты разделывают грядки, высаживают из парников рассаду. Надя Кошелева, Валя Лискина и Надя Пономарева производят опыты с голозерным овсом и арбузами. Школьники закрепляют теоретические знания в лаборатории «под открытым небом».
Ребятам старательно помогает 80-летний Павел Михайлович Савельев. За свой век он пережил трех спасконинских помещиков. Торопливой походкой старик ходит по участку, чисто подметает мусор, собирает сучья. Ветер играет с его бородой, усеянной проседью. На клумбах Павел Михайлович старательно выложил из мелкого кирпича пятиконечную звезду.
—А у нас много лучше получилось, нежели было у барина,—замечает он.
И ребята любят и уважают школьного сторожа Павла Михайловича.
В бывшей вотчине крепостника — помещика возник прекрасный сквер с клумбами и газонами. У школы посажены липы и кустарники, усадьба обносится красивой изгородью. По чистым дорожкам гуляют ученики. Всюду слышатся задорный смех и звонкие голоса будущих инженеров, педагогов, врачей, агрономов, стахановцев.
Трудовой день окончен. Юннаты расходятся по домам. Лишь Павел Михайлович, довольный и веселый, обходит «владенья свои», пристально осматривает обильные всходы зерновых и каучуконосов—кок-сагыза и крым-сагыза.
В. Юрков. Директор Спасконинской неполной средней школы
________________________________________________________________