Пятница
08
Ноября
×

Культура на производстве

№94, 15 июня 1941

После XVIII Всесоюзной партийной конференции на многих предприятиях и железных дорогах стали энергичное бороться с грязью, с захламленностью, бескультурьем, со всем тем, что мешает нормальной работе. Однако находятся и сейчас такие руководители, которые ошибочно думают, что культура на производстве зависит исключительно от уборщиц, забывая о том, что в этой большой работе должен участвовать весь коллектив предприятия. Вот почему вполне своевременным надо считать выход книжки известного стахановца тов. И. Гудова), в которой он популярно, со знанием дела, на основе собственного опыта рассказывает о том, что такое производственная культура и как ее следует внедрять.

1) И. Гудов. Беседы о культуре на производстве, Москва. Госполитиздат. 1941, 48 стр., 30 коп. Тираж 100. 000 экз.

Автор раньше всего справедливо подчеркивает, что нельзя рассматривать борьбу за чистоту, как очередную кампанию, точно также как нельзя обеспечить культуру в цехе, если к этому не будет привлечено внимание всех без исключения рабочих. Конечно, метла, щетка, простая тряпка в умелых руках могут сделать многое. Но не только к этому сводится культура на производстве. Нужно предусмотреть также порядок на всей заводской территории, способы очистки станков, цехов, проездов от грязи, пыли, отходов. Успех решают общие усилия всего заводского коллектива — без этого условия невозможно навести порядок в цехах.

Допустим, что уборщица отлично вытерла пыль с окон, подмела полы, извлекла весь мусор из проходов. Значит ли это, что в цехе наведен полный порядок? Нет, не значит. Надо с такой же заботливостью и тщательностью проверить, в каком состоянии находится рабочее место каждого рабочего. Тут-то выясняется что скажем, в тумбочке одного рабочего московского завода «Красный пролетарий» при обследовании было обнаружено: 73 обработанных детали, 41 резец, 8 гаечных ключей, 3 висячих замка, 4 чертежа, 100 различных приспособлений, пиджак и фуфайка.

Это и есть бескультурье. Во — первых, нельзя держать в тумбочках инструмент «про запас», в то время, как в нем нуждаются в других цехах. Во — вторых, не может производительно работать человек, если ему приходится тратить лишнее время на поиски нужной детали или инструмента в тумбочке, напоминающей маленький склад. Автор книжки справедливо указывает, что «нужно твердо установить, что именно должно оставаться на рабочем месте и чего здесь не должно быть». Каждой вещи-свое место. Фрезы следует держать в одном секторе, ключи — в другом, а спецовку и свои личные вещи можно и в раздевалке оставить. Итак, рабочее место должно быть в образцовом порядке. В таком же состоянии должен находиться и станок. Тов. Гудов приводит любопытный эпизод, относящийся к 1934 году. Вовремя одной из своих поездок я на металлургические заводы г. Орджоникидзе по пути пригласил к себе в вагон директора одного машиностроительного завода. Директор пожаловался наркому, что на руководимом им заводе станки часто выходят из строя.

— А как у вас смазывают станки? заинтересовался т. Орджоникидзе.

Директор вынужден был признаться, что на заводе за смазкой станков следили плохо. На одной из ближайших узловых станций т.Орджоникидзе заметил, что под вагоном работает смазчик. Нарком, подождав, пока смазчик кончит свою работу, пригласил его к себе в вагон и попросил прочесть директору популярную лекцию о значении смазки.

Хороший уход за станком — обязательное условие нормальной, продуктивной работы. Среди машинистов железнодорожного транспорта проводится соревнование за наибольший пробег паровозов без ремонта. Почему бы, говорит тов. Гудов, не организовать такие же соревнования среди станочников фабрик и заводов? Культура производства предъявляет требования и к одежде, внешнему виду рабочего, мастера, инженера. Тов. Гудов приводит в пример завод, которым руководит Герой Социалистического Труда А. С. Яковлев. В цехах этого предприятия чисто, как в больнице. В технических отделах и на сборке все работают в белых халатах. В служебных помещениях курение воспрещено. Разумеется, такая культурная обстановка оказывает самое положительное влияние на выполнение и количественных и качественных показателей производственной программы.

Тов. Гудову приходилось бывать на многих предприятиях Советского Союза. Из своих поездок он извлек множество ценнейших наблюдений. Делясь ими в своей книжке, он тем самым помогает рабочему, мастеру практически осуществить те мероприятия, которые нужны для создания культурных условий труда на предприятии.

И. Костин